МОДЕЛЬ МЕТАТЕЛЬНОГО ПЛАНЕРА «STYLUBUS»

4 февраля 2015 - Роман Мирошин

В журнале RCM авиационный инженер Carl Dowdy опубликовал свою модель метательного планера Stylus, напоминающую метательный планер. Уже тогда модель привлекла внимание несложной конструкцией и приятным видом. Позже чертежи были перепечатаны чешским журналом RC-Modely. И там планер размахом около 1 м из-за большой площади крыла был в шутку назван «металкой-переростком». Интересное замечание - в обоих иностранных журналах размах и площадь крыла давались с... положенными в горизонт «ушками», что искажало действительные величины. Шутка чешских спортсменов навела на идею увеличить размеры модели.

При чистом масштабировании перерасчет прочности производить не требуется. Оставалось лишь подобрать масштаб. Он из-за ориентации на стандартные рулевые машинки выбран равным 1,6:1. При этом обеспечивался рост площади крыла примерно в 2,5 раза, что при сохранении удельной нагрузки 15 г/дм2 позволяло довести вес планера до 780 г. Правда, такая нагрузка достигалась при неизменности толщин плоских панелей и обшивок, поэтому потребовался перерасчет. Теперь за основу было взято, что вес модели-прототипа равняется 211 г, а на бортовую часть аппаратуры отводится 100 г (две машинки по 17,5 г, приемник 25 г и небольшие аккумуляторы 40 г). На увеличенном планере «борт» мог весить уже 250 г. А вес «дров» найден по кубической зависимости от масштаба. В результате на саму модель стало отводиться 860 г, что давало проектный взлетный вес около 1100 г и нагрузку на крыло 21 г/дм2.

Описание модели метательного планера

Крыло метательного планера после увеличения размеров сохранило свою «транспортабельность», и поэтому оставлено неразъемным. Бальза обшивки крыла мини-планера толщиной 0,8 мм превратилась во вполне приемлемые 1,5 мм. Правда, пересчет давал толщину 1,3 мм. Но эти потери компенсировались экономией на нервюрах. Расчет вел к тому, что их пришлось бы делать из шпона толщиной 2,5 мм. На самом же деле была использована бальза 2 мм. К потерям нужно отнести монтаж носиков нервюр, поддерживающих тонкую бальзовую обшивку, а также «хвостиков» в объеме полой задней кромки. Материал лонжерона соответствует прототипу. Верхняя полка центроплана сделана из плотной бальзы, нижняя из средней, а обе полки «ушек» - из легкой, но прочной бальзы. Масштабирование увеличило сечение полок с 3x6 до 5x9 мм. Передняя кромка из самой плотной бальзы сменила свое сечение с 5x5 до 8x8 мм. Конструкция крыла не претерпела почти никаких изменений. Та же стандартная силовая схема, те же стенки на лонжероне и на задней кромке по всему размаху (только поставленные немного по-иному). Сохранена технология, когда к полностью собранному прямому центроплану встык на смоле приклеиваются «ушки», после чего шов усиливается неширокой полоской стеклоткани. Заранее отметьте для себя, что «ушки» должны иметь заметную отрицательную крутку, что обеспечивается еще при обшивании их лобика бальзой. Стыковые нервюры заранее ставятся под углом 12,5° к вертикали.

Фюзеляж метательного планера Все панели, имевшие раньше толщину 1,5 мм, вырезаны теперь из средней бальзы толщиной 2,5 мм. Соответственно и фанера 0,8 мм, дублирующая борта, утолстилась до привычных 1,2 мм. Из такой же фанеры сделана, и накладка-подошва на днище носовой части. Все шпангоуты вырезаны из бальзы толщиной 5 мм (на прототипе 3 мм), как и внутренние накладки бортов под крылом. Носик фюзеляжа и крышка-«фонарь» вырезаны из блоков бальзы. Оперение на планере-прототипе явно отличалось от крыла. Поэтому, несмотря на требуемый масштабированием переход от бальзы толщиной 3 к 5 мм, стабилизатор, киль и руль поворота теперь сделаны наборными, с применением шпона толщиной 1,5 мм и бальзовых реек 3x5 мм. Несмотря на увеличение толщины профиля оперения до 6 мм, это дало несомненную экономию веса при очень незначительном росте трудоемкости. Одновременно увеличилась жесткость всех элементов оперения.

Обшивка метательного планера. Именно на ней удапось сэкономить заметный вес. Так как и прототип, и его увепиченная копия обтягивались однотипной пленкой, то здесь перерасчет идет не по кубической, а по квадратичной зависимости. Поэтому вместо потенциальных 160 г потребовалось лишь 100 г пленки.

Оборудование, центровка модели метательного планера

Полностью закончив модель, в фюзеляже начерно размещают аппаратуру. Задача - за счет перестановки ее эпементов добиться расположения центра тяжести в зоне лонжерона крыла (или перед лонжероном на 5-10 мм). Затем в фюзеляже заклеивают монтажную плату машинок, а их соединяют с рулями с помощью боуденов.

Полеты модели метательного планера

Даже первые пробы не принесли никаких проблем. Модель планера хорошо ведет себя и в режиме «металки», и на леере, и при старте с катапульты. В качестве последней используется резиновая нить сечением около 20 мм2 длиной 25 мм с «удлинителем» из рыболовной лески длиной 75 м. Планер Stylubis (название bis-модификации модели Stylus) чувствителен к термикам и способен на длительное парение. Хорошие летные свойства - следствие высокого числа Рейнольдса широкого крыла, удачно подобранного профиля, и малой удельной нагрузки. Заметьте, что взвешивание готовой «масштабной» модели дало величину всего 960 г, что обеспечило нагрузку 18 г/дм2.

(М.Захаров, Санкт-Петербург, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

STYLUBUS

STYLUBUS

STYLUBUS

Похожие статьи:

Модели планеровДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Модели планеровСХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА

Модели планеровСХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА

Модели планеровМОДЕЛЬ ПЛАНЕРА ИЗ ВАТМАНА

Модели планеровМОДЕЛЬ ПЛАНЕРА ДЛЯ НИЧИНАЮЩИХ

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!