МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА ДЛЯ ЗАПУСКА С КАТАПУЛЬТЫ

5 февраля 2015 - Роман Мирошин

Модели планеров, взлетающие с катапульты, — это одни из самых простых и интересных моделей. Они прекрасно держатся в воздухе. Им несложно придать современные формы и привлекательный внешний вид. Но главное достоинство таких моделей — это их «чистый» и стремительный полет, способность выполнять фигуры пилотажа. Немудрено, что миниатюрные самолеты подобного класса весьма привлекательны для авиамоделистов, особенно начинающих. При конструировании такой модели планера следует помнить, что она должна быть, возможно, более легкой. А центр ее тяжести — совпадать с передней кромкой крыла (при крыле прямоугольной формы) или с лобиком средней аэродинамической хорды (при стреловидном крыле). Несмотря на свою относительную простоту, модель планера должна иметь весьма совершенную аэродинамику — только в этом случае она покажет хорошие результаты по продолжительности полета и чистоте выполнения фигур пилотажа. Так, при изготовлении весьма желательно оснастить ее крылом с плосковыпуклым профилем, а не фанерной пластиной со слегка скругленными передней и задней кромками. Немалое влияние на качество полета оказывает и отделка: лучше летают тщательно собранные и отполированные модели. При выборе аэродинамической схемы следует учитывать, что модели со стреловидным крылом более устойчивы в полете и стабилизатор их нельзя устанавливать под большим отрицательным углом.

Предлагаем три катапультируемые модели планеров

Первую модель планера — высокоплана — изготавливают целиком из легкой сосны. Для начала подбирают или выстругивают брусок прямоугольного сечения 35x20 мм. На нем размечают очертание фюзеляжа по виду сбоку, расположение и форму прорезей под крыло, стабилизатор и киль. Далее обрезают заготовку, размечают контур фюзеляжа в плане и окончательно обрабатывают этот элемент модели. Крыло, киль и стабилизатор планера вырезают из сосновых дощечек. Максимальная толщина крыла у борта фюзеляжа — 5 мм, у законцовки — 3 мм. Профиль — плосковыпуклый, с максимальной толщиной, расположенной на расстоянии 1/3 хорды от лобика крыла. При изготовлении тщательно следят за симметричностью правой и левой половин с помощью простейших шаблонов из тонкой фанеры. Столь же внимательно относятся и к изготовлению стабилизатора и киля. Готовые крыло, стабилизатор и киль вклеивают в прорези фюзеляжа. Крыло дополнительно фиксируют гвоздиками. Если при монтаже образуются щели, их заполняют кусочками дерева, закрепив клеем. После высыхания клея еще раз проверяют симметричность правой и левой половин крыла, тщательно ошкуривают модель. После этого крепят к фюзеляжу стартовый крючок из стальной проволоки или просто гвоздя и центруют безмоторку. Как уже упоминалось, центр ее тяжести должен совпадать с лобиком средней аэродинамической хорды (у высокоплана расстояние от плоскости его симметрии до средней аэродинамической хорды около 70 мм). Если нос модели слишком легкий, его догружают кусочками свинца. Когда добиваются равновесия, кусочки снимают, плавят и заливают свинец в высверленное в носу отверстие. В завершение модель планера грунтуют, еще раз шлифуют и окрашивают нитроэмалью: верхнюю часть — красной, нижнюю — голубой. Поверх краски рекомендуется нанести слой паркетного лака. Масса готовой модели должна составлять примерно 60 г.

Вторая модель н планера несколько отличается от первой. В частности, она —со среднерасположенным крылом. Технология ее изготовления практически та же. Единственное отличие — врезанное в фюзеляж крыло. Планер окрашивают «серебрянкой», кабину и киль отделывают синей краской, цифры и звезды с помощью трафаретов «набивают» красной нитроэмалью. Окончательная отделка — также паркетным лаком. Среднеплан очень удачен по конструкции и при правильной регулировке легко выполняет одну за другой две петли Нестерова. Масса готовой модели — примерно 50 г.

Третий планер отличается от предыдущих в основном тем, что у него крыло, киль и стабилизатор делают из фанеры. У крыла установочный угол нулевой; у стабилизатора — отрицательный: 2—3°. Требуется очень точная регулировка. Особое внимание нужно уделять устранению перекосов крыла и стабилизатора. Тщательно отрегулированная модель на большой скорости выполняет исключительные по красоте полеты. Самолетик окрашивают белой или алюминиевой краской, кабину и рули — голубой, а звезды и триммеры — красной. На рисунках показан вариант нанесения «швов» между листами обшивки, которые можно изобразить жидкой черной нитроэмалью или черной тушью с помощью рейсфедера. Правда, после туши модель необходимо покрыть одним слоем паркетного лака.

Устройство катапульты и запуск модели планера

Катапульта — из 15 нитей авиамодельной резины, сплетенных в косу. В петли на концах резинового шнура продевают металлические кольца. Общая длина шнура— 1,5 м. В состав катапульты входят также специальный колышек, в верхней части которого крепят крючок под кольцо резинового шнура. Катапультируемые модели планера рекомендуется запускать только там, где нет людей и строений, поскольку мини-самолеты развивают достаточно большую скорость и порой улетают довольно далеко. В момент запуска впереди в секторе 90 градусов не должно быть никого. Сначала производят испытательные (регулировочные) полеты при слабом натяжении резинового шнура. Если модель сваливается на крыло, то это, как правило, из-за перекоса крыла или киля. Дефект исправляют отгибанием крыла или киля в сторону, противоположную сваливанию. Если модель выполняет восходящие «бочки», то отклоняют заднюю часть стабилизатора вниз или загружают нос. Добившись устойчивого полета, мини-самолет запускают при полном натяжении резинового шнура катапульты. Хорошо отрегулированная модель на большой скорости выполняет петлю Нестерова, делает горку и, развернувшись, устойчиво планирует. Иногда она выходит из петли прямо над местом старта или даже сзади запускающего, поэтому при запусках нужно особо внимательно следить за траекторией полета. В противном случае скоростная модель может нанести спортсмену серьезную травму.

(Автор: И.КАРАМЫШЕВ)

планер для катапульты

Катапультируемая модель планера из легкой сосны.

планер для катапульты

Катапультируемая модель планера -высокоплана из легкой сосны.

планер для катапульты

Катапультируемая модель планера с фанерными крылом, килем и стабилизатором и с фюзеляжем из легкой сосны.

планер для катапульты

Катапульта для запуска планера: 1 — колышек; 2 — крючок; 3 —резиновый шнур из 15 нитей авиамодельной резины; 4 — кольцо; 5 — модель.

планер для катапульты

Траектории полета катапультируемых моделей планера в зависимости от натяжения резинового шнура катапульты: А — двойная петля с переходом на планирование из второго витка; Б — петля с переходом на горку и планирование; В — двойная петля с потерей скорости в верхней точке траектории второго витка и срывом в штопор; Г — петля с переходом к полупетле с переворотом через крыло (иммельман).

Похожие статьи:

Модели планеровРЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК СХЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНЕРОВ

Модели планеровСХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА

Модели планеровДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Модели планеровМЕТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАНЕР

Модели планеровОБТЯЖКА И ОТДЕЛКА СХЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Теги: планер
Рейтинг: +1 Голосов: 1 5571 просмотр
Комментарии (1)
Алексей # 29 ноября 2016 в 20:57 0
Не могу найти чертёж планера запускаемого таким же способом. В детстве мне подарили набор произведённого в СССР. Набор состоял из фюзеляжа выточенного на токарном станке (материал сосна, цельной) и фанеры на которой были начерчены крылья и хвостовое оперение. Нужно было самому выпиливать их. В фюзеляже были пропилы в хвосте для хвостового оперения и срез в нижней части для крепления крыла. Ещё в наборе был металлический крюк из плоской жести который вбивался в фюзеляж. Имелась (рогатка) выточенная ручка под типу цилиндра и колечко с резинкой - для запуска модели. Не помню придавали ли мы с папой профиль крыльям (как мне кажется без этого никак), но характерной особенностью той модели была её форма. Мы даже раскрасили её в пассажирский самолёт. Крылья имели стреловидную форму похожую на ТУ-134. Хотя я могу ошибаться, было очень давно. Но то что были стреловидные это точно! Отца нет в живых и спросить некого. Может кто подскажет где найти похожие чертежи модели? В описании ещё были рекомендации покрасить модель в красный цвет для более лёгкого поиска. И что правильно собранная модель может летать до 100-150 метров. Прошу откликнуться на почту alexeys3@yandex.ru