Сборная модель Немецкого тяжелого танка T-VI "Тигр"

26 февраля 2015 - Роман Мирошин

Александр ЧИБИСОВ (г. Москва)
Модель: Немецкий тяжелый танк Т-VI «Тигр»
Масштаб: 1/72
Производитель: Звезда, Москва
Характеристика: пластиковая, литая, 65 деталей, декаль на 2 варианта.
Рейтинг 4


Многие моделисты изначально сомневались в успехе быстросборных моделей «Звезды» и, как показал опыт продажи Т-34 – ошиблись. Оказалось, что при грамотном проектировании вполне возможно соединить хорошую точность и сборку без клея, при том не ограничивая возможность самостоятельных доработок для того небольшого процента покупателей, кому хочется этим заниматься. 
Так уж сложилось, что «Тигр» стал культовой машиной. Может быть, из-за харизматичного внешнего вида, может причиной тому гебельсовская пропаганда, но факт остается фактом – модель именно этого танка является одной из самых востребованных на рынке. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Звезда» начиная осваивать рынок моделей техники в 72-м масштабе, выпустила в числе первых именно модель «Тигра». «Тигр» - танк более сложный и насыщенный деталями, чем Т-34. Но и конструктора фирмы тоже поднакопили опыт при разработке первенца, поэтому многие сложные задачи им удалось здесь решить еще лучше.
В коробке лежат два литника с деталями из желтого пластика, отлитая отдельной деталью «ванна» нижней части корпуса и литник с гусеничными лентами из черного полистирола. Инструкция весьма информативная и подробная, если ей следовать, то проблем при сборке (что с клеем, что без клея) возникнуть не должно. Правда, я слышал об «умельцах», которые умудрялись перепутать детали ходовой части, но не инструкция тому виной, просто надо быть повнимательней. Из-за большого количества мелких деталей сборка несколько сложнее, чем у предыдущей модели «Звезды» в 72-м – Т-34, - однако и эта модель собирается легко. У меня даже с использованием клея и с минимальной доработкой деталей ушло на это занятие не более 2-3 часов. Если собирать модель исключительно на защелках, то и вовсе управишься менее чем за час.
Декаль содержит обозначения на два варианта окраски танка: из 3-й танковой дивизии «Тотенкопф» и машина Михаэля Виттмана из 1-й панцергренадерской дивизии «Лейбштандарт». Оба относятся к периоду Курской битвы. Фотографий «Тигров» именно с этими номерами на данный момент не существует, может быть, они попадут в исторический документооборот позже, а может и вовсе никогда. Но схемы окраски вполне аналогичны окраске других «Тигров» из этих же подразделений, а модель вполне соответствует модификации танка именно заявленного периода времени – придется самостоятельно доделать лишь пламегасители на выхлопных трубах (они появились на «Тиграх» с января 1943 года). 
В пластике воспроизведен танк выпуска периода с мая (именно тогда пошли воздушные фильтры позднего образца, как на модели «Звезды») до июля 1943 года. Модель абсолютно точна по геометрическим размерам. Во всяком случае, проверка по материалам Дэвида Бирдена - известнейшего в мире специалиста по «Тиграм», консультирующего, в частности, фирму Dragon при разработке моделей этих танков, - никаких отклонений не выявила. Корпус имеет великолепную проработку мелких деталей, однако не хватает одного гранатомета по левому борту. Совершенно корректно передана асимметричная форма башни при виде сверху – характерная особенность «Тигра», проигнорированная в моделях многих производителей. Смотровые приборы на бортах башни расположены на разном расстоянии от маски орудия – эту особенность танка в 72-м масштабе впервые отобразила только «Звезда». Смотровые щели в них, правда, придется прорезать самостоятельно.
Самое интересное в этой модели – гусеницы. Предложенный «Звездой» метод «обувки» танка революционен как по самому подходу к решению вопроса, так и по великолепному конечному результату. В 72-м масштабе изготовление гусениц в виде единой ленты применяется, но из гибкого полимера – это удобно, но не слишком копийно выглядит, ведь такие гусеницы вокруг катков изгибаются не только по шарнирам между отдельными траками, но гнуться и сами траки, что немыслимо в реальной жизни. Лучше выглядят гусеницы из отдельных полистироловых траков или секций, но их сборка требует большой аккуратности и определенного опыта – представляете удаление литьевого шва из «гребенки» шарнира в зонах склейки траков размером 1 на 5 мм? Так еще и отлить столь мелкие детали в масштабе 1/72 с соблюдением реалистичной толщины, редко какой фирме удается.
Гусеница нового «Тигра» отлита целиком из самого обыкновенного полистирола, соединила в себе все плюсы легкой в установке гибкой ленты и наборной пластиковой, но при этом лишена их недостатков. Крепление гусеницы к каткам осуществляется при помощи четырех фиксаторов с отверстиями, в которые входят отлитые на катках штифты. Разумеется, все это расположено в таких местах, где на собранной модели увидеть эти технологические элементы будет невозможно. А ведущее и направляющее колеса облегает за счет сгибания по сделанным с изнаночной стороны по линиям шарниров между траками насечкам. Благодаря этому сами траки не гнутся, и гусеница выглядит как настоящая. При этом рельеф траков отлично проработан с обеих сторон и толщина ленты вполне масштабная. 
Сложная ходовая часть «Тигра», состоящая из двух рядов двойных опорных катков, здесь собирается не из великого множества отдельных «блинов», а всего из шести деталей. Такое упрощение достигнуто без ущерба для точности воспроизведения прототипа. Внутренние ряды катков отлиты едиными блоками, а технологические перемычки между отдельными «блинами» перекрываются внешним рядом так, что совершенно не видны на собранном танке.
Полистирол, из которого отлита модель, отлично обрабатывается и не ломкий. К сожалению, на моем экземпляре обнаружились утяжины на крыше башни и, что самое обидное, на забашенном ящике («Звезда» сообщила нам, что в продажу случайно попало некоторое количество бракованных отливок с подобными дефектами. Если вам попадется такая же, фирма рекомендует требовать замены модели. Прим. ред.).
Огромным плюсом модели стал отлитый отдельно от корпуса комплект шанцевого инструмента и всяких любезных сердцу моделиста огнетушителей и тросов. «Звезда» далеко не первой выпустила «Тигр» в масштабе 1/72, но китайские и японские производители отливали все это великолепие с корпусом воедино, затрудняя моделистам работу по деталировке. Там приходилось сначала все мелочи срезать с корпуса, а потом делать самому заново, чтобы эти детали выглядели больше похожими на прототип. Не оставишь же полуцилиндрический фирменный огнетушитель на обклеенной фототравлением навороченной модели, да и красить не удобно.
Некоторые коррективы в историческую достоверность, внесло желание отечественных разработчиков непременно сделать модель, которую можно собрать без клея. При этом неизбежными стали некоторые не критичные упрощения, такие как отсутствие гранатометов на башне (они использовались до июня 1943 года), отсутствие на той же башне запасных траков (применялось с марта 1943 года), пламегасителей на выхлопах (пошли с января 1943 года). Впрочем, и это не большой грех, ведь для тех вариантов окраски, которые предлагает «Звезда», танк вполне мог иметь именно предложенную в модели комплектацию.
Мне не хотелось делать камуфлированную машину, поэтому я выбрал в качестве прототипа однотонный желтый «Тигр» из 502-го батальона тяжелых танков с башенным номером «231», воевавший летом 1943 года. Травление для танков ранних серий я не нашел, поэтому пришлось использовать подходящие элементы из набора китайской фирмы Voyager, предназначенного для «Тигров» «средних серий».
Для начала я собрал корпус без всякого обвеса, установив только фары и гранатометы С33 (заодно добавив недостающий пятый - посередине левого борта), приклеил на левый борт трос для натяжки траков. Соединение верха и низа корпуса без клея на «Тигре» решено гораздо удачнее, чем на Т-34. Защелки, отлитые на бортах нижней «ванны» входят в микроскопические прорези между надгусеничными полками и бортами верха – разглядеть соединение на собранной модели будет невозможно, поскольку видимая часть этих защелок очень мала и, вдобавок, изображает отбортовку надгусеничных полок для крепления их к корпусу.
С башней пришлось повозится. Орудие отлито одной деталью, расположение которой на литнике не позволило сформировать канал ствола. Его не трудно просверлить самому, но я просто использовал металлический ствол от RB Model (можно взять и аналог от Armorscale - они абсолютно идентичны). Для установки ствола пришлось высверливать отверстие в маске орудия. Были установлены крепления для запасных траков – выбранный мною вариант «Тигра» нес траки на башне. Крышку вентилятора приклеил отдельную – в модели вентилятор отлит вместе с башней, что упрощает сборку, но ухудшает зрелищность.
Командирская башенка от «Звезды» имеет правильное членение на детали, что позволяет удобно сымитировать смотровые приборы («Звезда» их не сделала). Восемь выступающих «головок болтов» на крыше башни имитируют крепление орудия, но на самом деле там должны быть столь же мелкие углубления – я просверлил их самостоятельно. 
Ходовая часть, башня и корпус были загрунтованы и покрашены акриловыми материалами фирмы Valejio. Затем несмываемым маркером для CD были нарисованы бандажи на колесах и написаны башенные номера. Гусеницы я окрасил черной краской от Tamiya из аэрозольного баллона. После высыхания краски, нанес сухой пигмент MiG, который так и называется «Коричневый для траков».
Новая модель «Тигра» не лишена недостатков, но их устранение не представляет особой сложности – в основном это технологические дефекты, вроде неизбежной зачистки следа от стыка половин пресс-формы на бортах башни. Тем не менее, среди моделей ранних вариантов «Тигра» в 72-м масштабе звездинский танк – самый лучший и самый точный. Аналоги от Revell и Trumpeter существенно хуже по точности и уровню деталировки, равно как и танки среднего периода производства от Dragon (их же предсерийный «ленинградский» «Тигр» хорош, но он позволяет построить модель совсем другой модификации, да и стоит чуть не в десять раз дороже). Старые «Тигры» от Airfix, Italeri и Hasegawa просто не стоит принимать всерьез – по меркам сегодняшнего дня они неизлечимы.
Думаю, собранную мною модель смело можно назвать очередной удачей «Звезды».

Похожие статьи:

Сборные моделиПро танк Т-34-85 «Э»

Сборные моделиСборная модель "Советский средний танк Т-34/76 (мод. 1943 г.)"

Рейтинг: +3 Голосов: 3 3401 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!