Классификация вертолетов

22 декабря 2012 - Андрей Barbel

 

Вертолеты можно классифицировать по разным признакам.

Основная классификация - по размеру:

  • Комнатные вертолеты. Очень маленькие и легкие модели. В этом классе встречаются как игрушки, так и "серьезные" вертолеты. Игрушки - трехканальные вертолеты с инфракрасным упралением, могут быть как с гироскопом, так и без. Не рекомендую их покупать, 3 канала - это неполноценный вертолет. Лучше всего начинать учиться с покупки микровертолета-модели - четырехканального вертолета с радиоинтерфейсом. Микровертолеты хороши тем, что начинать летать на них можно без подготовки, причем для полетов не нужно искать каких-то специальных помещений, выбираться куда-либо, можно взять и полетать в любой момент.  Они безопасны для предметов интерьера, окружающих людей и домашних животных. Единственное чем они могут надоесть домашним - своим шумом. Поскольку летать приходится в достаточно ограниченных пространствах - неизбежны столкновения со стенами и предметами мебели, но, к счастью, из-за своей маленькой массы крохотные модели достаточно хорошо переносят удары и даже падения с высоты потолка. На комнатных вертолетах классической схемы даже можно достаточно удачно летать на улице при небольшом ветре.
  • Зальные вертолеты - уже не очень подходят для полетов в тесных комнатках, но полноценно летать на улице в ветер на них проблематично.
  • Уличные вертолеты тоже делятся на различные классы по размерам, габаритам, объему двигателя (для бензиновых), но я сейчас не буду вдаваться в описание этого, поскольку уж решил делать уклон в сторону миниатюрных моделей. Скажу только, что управлением уличным вертолетом классической схемы требует определенных навыков, получать которые лучше не на реальной модели (слишком дорого это будет стоить), а в компьютерной программе-симуляторе. Если вы попробуете взлететь без подготовки, боюсь ваш полет продлится не более 5 секунд. :)

Кроме классификации по размерам, вертолеты можно делить на группы по многим другим параметрам: типу двигателя, назначению, схеме конструкции, копийности, наличию коллективного шага лопастей  и т. д.

Вторая по важности (на мой взгляд) - по типу конструкции:

Вертолеты могут быть соосной, классической, или многовинтовой схемы.

  • Соосная схема - 2 больших винта вращающихся в противоположных направлениях - один винт компенсирует вращающий момент другого. Строго говоря, хвост такому вертолету вообще не нужен, вернее нужен лишь для эстетических целей. Вертолеты соосной схемы рекомендуются новичкам для обучения пилотированию. Дело в том, что соосная схема обладает большой стабильностью. Автомат перекоса управляет обычно нижними лопастями, а верхние лопасти управляются флайбаром (механическим гироскопом). Если дать вертолету полный ход "вперед", он просто полетит вперед. Если отпустить ручки управления (кроме газа) - правильно настроенный вертолет соосной схемы просто зависнет в воздухе. Есть у такой схемы и недостатки - очень чувствительны к потокам воздуха, поэтому полеты на соосниках в ветер проблематичны (за исключением разве что больших тяжелых моделей). Дешевые трехканальные модели обычно имеют более простую в реализации конструкцию - без сервомашинок и автомата перекоса, управление тангажом осуществляется с помощью маленького вертикально направленного винта на хвосте. Скорость реакции и "чуткость" управления при этом на порядок ниже, чем у четырехканалок, а отсутствие возможности управлять креном резко снижает возможности маневрирования в полете.
  • Классическая схема - один основной винт и маленький хвостовой винт для компенсации момента вращения создаваемого основным винтом. Микровертолет классической схемы - следующая "ступенька" для начинающих после микросоосника. Этот вертолет уже не так стабилен, у него свои нюансы которые надо учитывать при управлении, но он позвозляет развивать гораздо более высокие скорости, имеет бОльшую отзывчивость на управление и менее подвержен "сдуванию". Летать на микровертолете классической схемы в тесных помещениях уже сложнее, так как становится недостаточно места для маневров, т. е. уже не получается полностью реализовать весь потенциал возможностей данной модели. Что интересно, большие уличные вертолеты и микровертолеты классической схемы достаточно сильно различаются в управлении. Можно сказать, что микровертолет классической схемы - что-то среднее между соосником и большим вертолетом. Если дать ему "полный вперед" - он полетит вперед, в то время как большой вертолет при этом просто перекувыркнется через голову.
  • Многовинтовые вертолеты - вертолеты с двумя и более основными разнесенными роторами (вертолеты схемы "тандем", трикоптеры, квадрокоптеры, октакоптеры и т. д. :) ). За счет своей конструкции позволяют достичь выдающейся устойчивости и грузоподъемности, но своим внешним видом уже мало напоминают вертолет (за исключением тандема) и управление ими не так азартно.

Функциональные возможности

Число каналов управления

Тут все просто: 3 канала управления позволяют вертолету летать вверх-вниз, вперед-назад и поворачивать по- и против часовой стрелки. 4 канала - то же самое плюс возможность полетов влево-вправо. Как я уже говорил, 3 канала - неполноценный вертолет, лучше сразу начинать с четырех. У больших вертолетов с коллективным шагом появляется 5 канал - управление шагом лопастей и 6 - управление чувствительностью гироскопа.

Наличие гироскопа

Для микровертолетов считаю наличие гироскопа обязательным. В тесной комнате и так тяжело маневрировать между мебели и стен, а если вертолет еще и постоянно будет колбасить - удовольствие от полеты получится сомнительное.

Интерфейс связи передатчика с приемником

В мире микромоделей тут 2 варианта - инфракрасное управление, или радиоинтерфейс. Но даже в условиях комнаты ИК управление сильно проигрывает радиоуправлению. Управление по ИК более дискретно, можно сказать что оно происходит рывками. На ярком солнце ИК приемник слепнет. Кроме того, ИК передатчики прекрасно жрут батарейки, в то время как в пульт с радиоинтерфейсом можно их вставить и забыть про это на полгода-год.

В общем, приходим в итоге, что для обучения полетам лучше всего купить четырехканальный комнатный соосник с гироскопом и радиоинтерфейсом управления. При этом лучше брать широко распространенную и популярную модель к которой легко найти запчасти, так как ремкомплект понадобится рано или поздно, и если купить никому неизвестную китайскую игрушку - к ней найти запчастей нереально и в случае поломки единственным выходом останется покупать еще один экземлпяр целиком.

Режимы управления

Различают 4 основных раскладки аппаратуры управления моделями: Mode1Mode2Mode3Mode4. Описание каждой можно найти в интернете. Насколько я знаю, среди вертолетчиков наиболее распространена Mode2, в то время как среди увлекающихся самолетами - Mode1. Mode3 и 4 гораздо менее распространены, но есть люди которые используют и их. Поскольку я считаю что для обучения "с нуля" нет разницы в выборе раскладки, для себя я выбрал наиболее распространенную Mode2. Пульты обычно позволяют переключать режимы управления, по крайней мере возможность выбора между Mode1 или Mode2 имеют большинство пультов.

В заключение

Микровертолеты обычно продаются уже в собранном и настроенном виде в двух видах комплектации: RTF - вместе с пультом управления и BNF - без пульта. В комплекте обычно идет упаковка, сам вертолет, один или несколько аккумуляторов, пульт управления, инструкция, зарядник (опционально), маленькая отверточка (опционально). Лучше сразу покупать вертолет вместе с краш-паком - набором наиболее актуальных для данной модели запчастей. Иначе есть шанс полетать полдня, поломать что-нибудь и ждать несколько дней пока приедут запчасти.

Среднее время полета на которое хватает аккумулятора - от 10 минут и менее,среднее время зарядки аккумулятора - от 30 минут и более, поэтому желательно иметь хотя бы один запасной аккумулятор (а лучше два), особенно это актуально в первое время когда желание летать после первых удачных полетов просто распирает изнутри!

Надеюсь что основные моменты я осветил. Будут вопросы - задавайте в комментариях!

 



 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!