Аккумуляторы и зарядные

26 января 2015 - Роман Мирошин

 


Тип "химии" в аккумуляторе.
Самые частые это Li-Po (литий-полимерный, ласково липо или липоха) и Ni-MH (никель-металлгидридный, ласково гидрид). Тут всё просто: 
Ni-MH- плохо отдает ток, плюс во время разрядки падает напряжение - чем дольше ездите - тем медленнее ездите. Жутко долго заряжается. Убожество вобщем-то:) зато почти не требует к себе внимания : разряжай посильнее, заряжай поосновательнее. Зарядки просты и дешевы до безобразия. 
Li-Po - хорошо отдает энергию, хорошо принимает, устойчиво держит напряжение, а это значит что ездите примерно одинаково все время. Зарядить можно за час. Требует ухода - нельзя разряжать меньше чем 3.2 вольта на банку, иначе может вздуться, лопнуть, загореться(как повезет). Для использования таких аккумуляторов в модели нужен особый регулятор, с так называемой "отсечкой" по напряжению, которая не даст разрядить аккумулятор. Ежели отсечки нет - не беда, в продаже есть специальные "пищалки", которые предупредят вас о разряде. Липоха также требует особых условий зарядки, при перезаряде спецэффекты те же самые) Так что обязательная покупка "умной" зарядки, которая будет за всем этим следить. Помимо умного зарядного обязательно следует приобрести специальный защитный пакет, так называемый LiPo Safe Bag, в случае пожара, он защитит окружающих от пожара, удержав пламя в себе. 


Напряжение 
Напряжение измеряется в вольтах (V). Напряжения LiPo аккумуляторов кратны 3.7 вольта(одна банка). Обычно этот параметр аккумулятора указывают в виде количества банок (банка обозначается буквой S) . Отсюда 1S = 3.7 * 1 = 3.7 V, 2S = 3.7 * 2 = 7.4 V, 3S = 3.7 * 3 = 11.1 V. Чем больше напряжение - тем быстрее можно раскрутить движок, но тем больше нагрузка на электросистему модели. Так что нарпяжение нужно выбирать в соответствии с возможностями регулятора. у моделей 10 масштаба это чаще всего 2S. Попытки поставить 3S и больше - скорее всего сожгут вашу прелесть. 
Ёмкость 
Ёмкость измеряется в mAh (миллиампер/час) или Ah (ампер/час, в 1000 раз больше миллиамперов). Чем больше емкость аккумулятора - тем больше он может запасать и отдавать энергии, и тем дольше можно катать. Емкость обозначается буквой C.  

Токоотдача 
Токоотдача измеряется в амперах(A). Способность аккумулятора отдавать энергию. Обычно указывается кратно емкостям аккумулятора - 20С, 30С и так далее. Аккумулятор емкостью 5000 mAh (или по-нормальному 5 Ah) и токоотдачей 30С способен отдавать в постоянном режиме 30*5 = 150 A тока. Зачем всё это нужно? - двигатель потребляет ток, который ему передает регулятор от аккумулятора. Если регулятор попытается отобрать больше тока, чем может отдать аккумулятор - вас ждёт занятный феерверк(в худшем случае!). Как проверить? - на регуляторах обычно пишут 60А, 120А - это и есть максимальный ток, который может откушать регулятор. Значение токоотдачи вашего аккумулятора должно быть больше, чем потребление регулятора. Лучше с запасом в процентов 30. В последнее время возникают вопросы: "А не спалит ли мощный аккумулятор мой мотор и регулятор?" Могу ответственно заявить, что НЕ СПАЛИТ. Сила тока в цепи Аккумулято-Регулятор-Мотор определяется мотором и регулятором самостоятельно, вне зависимости от параметров аккумулятора, таким образом, мощный аккумулятор сам по себе ничего спалить не сможет, у вас просто будет большой запас надежности. 
Как работают зарядные устройства 
Итак, аккумуляторы нужно заряжать. Так как аккумуляторы у нас бывают разные (с разной «химией» внутри), то и заряжать их нужно по-разному. 

Заряд Li-Po 
Начнем с моих любимых LiPo (как, впрочем, и всей литиевой братии (Li-Ion, Li-FE), принцип похож). Заряд липох осуществляется по двухэтапному методу CC-CV (Constant currentconstant voltage), что в переводе с буржуйского означает «константный ток, константное напряжение». В начале заряда аккумулятора устанавливается некое фиксированное значение тока (обычно в пределах 0.5С - 1С) и оно подается на аккумулятор, по сути это и есть этап константного тока. Этот этап длится, пока не будет достигнуто номинальное значения напряжения на банках аккумулятора (в случае липо – 4.2 вольта на банку. для 2S аккумулятора – 8.4 вольта на весь аккумулятор). Далее зарядное устройство начинает снижать ток, подаваемый на аккумулятор, таким образом, чтобы напряжение на аккумуляторе больше не росло, оставалось константным (этап константного напряжения). Значение тока будет снижаться, пока не достигнет 10% от стартового значения, при таком условии аккумулятор считается заряженным. Как видите, зарядному устройству нет нужды знать емкость аккумулятора для того, чтобы его заряжать, аккумулятор сам об этом «расскажет» своими показателями. 
Важный момент, о котором стоит помнить: нельзя оставлять LiPo аккумуляторы разряженными надолго. Высадили аккумулятор, и в тот же вечер зарядите. Посаженный аккумулятор довольно быстро садится дальше уже без вашей помощи. Так что оставленный с напряжением 6.5 вольт аккумулятор может через два-три дня быть уже меньше 6 вольт, что негативно скажется на его ёмкости. И вообще, литий любит быть заряженным, помните об этом.  

Заряд Ni-MH 
У никелевых аккумуляторов(NiMH, NiCd) заряд идёт по-другому. Здесь применяется метод, называемый «дельта-пик». Суть его в том, что никелевые аккумуляторы в конце процесса заряда дают незначительную (измеряемую в милливольтах) просадку напряжения. Вот её-то и ловит зарядное устройство, чтобы прекратить заряд. Ток, подаваемый на аккумулятор, может выбираться из диапазона 0.1С-0.3С. я настоятельно рекомендую выбирать поменьше, если у вас нет термодатчика на зарядном устройстве. Так как при зарядке большими токами никелевые аккумуляторы имеют свойство перегреваться, что печально отражается на их работоспособности в будущем, а может и вовсе привести к пожару. Так же, зарядные для никелевых аккумуляторов умеют проводить циклы разряд-заряд, такие «тренировки» позволяют бороться с «эффектом памяти» у аккумуляторов, так как предварительный разряд приведет к более полной зарядке аккумулятора, и он прослужит вам дольше. 

Заряд свинцовых аккумуляторов (Pb) 
И, под конец, небольшой рассказ о заряде кислотно-свинцовых (lead-acid, Pb) аккумуляторов. Здесь всё достаточно просто: заряд идет током 0.1С, пока напряжение не достигнет значения около 2.4 - 2.5 вольта на банку (у 12-вольтового аккумулятора 6 банок, и итоговое напряжение где-то 14.75 вольта). 
Надеюсь, из прочитанного выше вы поняли, что нужно заряжать аккумуляторы соответствующими зарядными устройствами, и желательно осуществлять это под неусыпным контролем, дабы избежать неприятных последствий. Спасибо за внимание. 
 

Рейтинг: +4 Голосов: 4 1912 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!