Сборная модель "Советский средний танк Т-34/76 (мод. 1943 г.)"

26 февраля 2015 - Роман Мирошин

Николай ПОЛИКАРПОВ (г. Москва)
Модель: Советский танк Т-34/76 (обр. 1943 г.)
Масштаб: 1/72
Производитель: Звезда, Москва
Характеристика: пластиковая, литая, 62 детали, декаль на 2 варианта.
Рейтинг: 5


Моделей Т-34/76 разных модификаций в масштабе 1/72 хватает: эти маленькие танки выпускают китайские фирмы Dragon и Trumpeter, российская «Восточный Экспресс» и киевская UM. Новый набор от «Звезды» стал, тем не менее, настоящей «новинкой сезона 2010», и это далеко не случайно. С одной стороны, это первая российская модель для «быстрой сборки» - ее можно собрать вообще без использования клея, все детали соединяются на защелках или штифтах с плотной посадкой. Кстати, это очень ценная возможность не только для любителей настольных военно-стратегических игр, но и для руководителей детских кружков по моделизму в школах. Представляете, двадцать детей открывают в одном классе 20 баночек клея, да если еще один-другой его разольют? Дышать становится затруднительно, но еще сложнее потом объясняться с разнообразными санитарными инспекциями. С другой стороны, сборка «на щелчок» продумана настолько разумно, что ничуть не ухудшает копийность модели. Конечно, настоящий моделист всегда найдет возможность для доработок чего-либо, но и без этого Т-34 смотрится отлично – на сегодняшний день по геометрии корпуса, башни и ходовой части это самая точная в мире модель Т-34/76 в 72-м масштабе! Ну и, с третьей стороны, цена набора 390 рублей делает его весьма привлекательной покупкой даже в качестве источника запасных частей для конверсий «тридцатьчетверок» других производителей.
На коробке набора написано «Т-34/76 (обр. 1943 г.)», но на самом деле внутри находятся детали для сборки копии Т-34/76 образца 1942 года с шестигранной башней, выпущенного заводом №183 в Нижнем Тагиле. В пластике подробно воспроизведены все характерные признаки таких машин – разработчики пользовались не только достоверными чертежами, но и изучали настоящий танк с собственным именем «Снайпер», поднятый из озера под Великими Луками в июне 2003 года.
Модель отлита из серого полистирола, не ломкого и весьма приятного в обработке. Филигранно пролиты мельчайшие детали, лини расшивки тонюсенькие, прекрасно показаны сварные швы, на гусеничных лентах сымитирован рельеф с обеих сторон, и при этом гусеница имеет еще и масштабную толщину – едва ли не впервые на модели Т-34 в 72-м!
По общей геометрии модель идеально соответствует чертежам известного исследователя темы «тридцатьцетверок» А.Сергеева (см. «М-Хобби» 4/2001). Графике этой можно верить, поскольку их создатель пользовался подлинными архивными материалами. Много полезных сведений по прототипу можно почерпнуть также из двух книг «Т-34-76 снизу доверху» (части 1 и 2) серии «Фронтовая иллюстрация».
На сборки танка без клея у меня ушло 17 минут (вместе с черновым удалением остатков литниковых питателей с деталей). Догадаться об отсутствии клеевых соединений при осмотре готовой модели невозможно, посадочных штифтов нигде не видно. Но хочется же помучится. Моделисты мы или нет, в конце концов! Поэтому я решил модель доработать, заодно показав применяемые для этого простые технологии. В таком варианте сборки вся работа заняла три длинных вечера. Поскольку наш набор проектировался с оглядкой на «Снайпера», то именно этот конкретный танк я и решил из него строить. Мои доработки связаны были частично с необходимостью усовершенствования тех деталей, которые технология полистиролового литья не позволяет реалистично изобразить, а частично – с особенностями именно выбранного прототипа.
Итак, в модели воспроизведен корпус, вполне типичный для тагильского Т-34 обр. 1942 г. Имитация сетки над вентилятором просто отпечатана на пластике. Этот участок корпуса был аккуратно вырезан, в полученное отверстие вклеены поперечные пластины, и сверху все это прикрыто синтетической сеткой от чайного пакетика «Липтон» (хотя есть и другие подходящие для наших целей сорта). Рамка сетки собрана из тонких полосок обычной писчей бумаги, пропитанной цианакрилатным клеем «Супер Момент» - после этого бумага по свойствам становится похожей на полистирол, но легко режется и не ломается по сгибу. Сначала отрезается от листа полоска, потом натягивается для распрямления (я в качестве груза на свободный конец цеплял бельевую прищепку) и в этом состоянии пропитывается клеем. Получаем тончайшую и идеально ровную деталь с блестящей поверхностью без намека на бумажные волокна.
Ради возможности сборки без клея верх корпуса соединяется с низом так, что образуются едва видимые щели вокруг посадочного выступа на надгусеничной полке. Соответственно, залил сюда немного шпаклевки Mr. Surfacer 500, хотя ликвидировать следы стыка можно и с помощью жидкого «Супер Момента». Сымитировал тонкими полосками все той же проклеенной бумаги ребра усиления на левой надгусеничной полке. Из тонкой медной проволоки согнул на оправке из литника прямоугольного сечения ушки для крепления запасных траков, скатки брезента и прочего ЗИП и расклеил их на положенные места. Заделал отверстие для крепления троса в крышке малого ящика на правой надгусеничной полке и отверстия для укладки запасных траков – их придется перенести на 7 мм вперед. Цельнолитую фару из набора я высверлил и снабдил выдавленным из фольги отражателем (кстати, использовать популярные фары фирмы «Эльф» не совсем правильно – их форма корпуса не подходит для нашего Т-34). На борту корпуса в районе фары наклеил кусочек тянутого литника для имитации трубки защиты электропровода. Ящик орудийного ЗИП на левой надгусеничной полке снабдил имитацией замков и петель из фольги и парой ручек из медной проволоки. Из нее же сделана и скоба на круглом люке заднего бронелиста корпуса. 
Башня у модели тоже вполне типовая – ранний тип завода №183. Ранние тагильские башни хотя и отливались в земляные формы, но имели сравнительно гладкую и хорошо обработанную поверхность. Для 72-го масштаба имитация литьевой фактуры здесь будет явно излишней. Доработка свелась к углублению смотровых щелей в бортах башни раскаленным кусочком бритвенного лезвия (предварительно отрезанного по размеру) и имитации литьевого номера «Т» из тонкого тянутого литника. Еще срезал с заднего листа башни не очень выразительную в литье бронепробку, заменив ее выточенной из литника деталью. 
Более серьезно пришлось заняться крышей башни. Командирский люк предполагалось приклеить в открытом положении, поэтому люки были избавлены от креплений для быстрой сборки, а толщина одного из них была уменьшена при помощи надфиля и шкурки. От детали С4 отрезал неуместный при открытом люке «постамент» (он нужен для крепления этих самых люков при бесклеевой сборке). На люках снаружи предстояло сымитировать упоры открытого положения и фиксирующие их защелки. Правдоподобно отлить такие микроскопические ажурные детали в пластике принципиально невозможно – производитель разумно и не стал этого делать. Я вышел из положения при помощи бумаги – на ней были распечатанные нарисованные на компьютере по чертежу петли защелок и хитрой формы скобы упоров, после чего бумага была пропитана «Супер Мосентом», детальки вырезаны по контуру, согнуты и приклеены на места. Открытый люк командира танка получил с внутренней стороны имитацию замка из отрезка литника и проволочной рукоятки. Такелажные рым-болты скрутил из медной проволоки на иголке и вклеил в просверленные в крыше отверстия. На нижней детали башни (С5) у многих танков (но не у всех) были приварены косынки усиления. В частности, есть они и у «Снайпера». Так что пришлось мне нарезать много мелких бумажных треугольников и расклеить их с оглядкой на фотографии прототипа.
Судя по чертежам, маску пушки надо опустить примерно на 0,7 мм – это элементарно сделать, подрезав ее фиксаторы-защелки снизу. В маске я просверлил отверстия для пулемета и прицелов. На бронировке противооткатных приспособлений пушки слева прорезал характерный «желобок» напротив орудийного прицела.
Ходовая часть модели выполнена великолепно и вполне типична для машин выпуска периода весна 1942 – начало 1943 г. На танке стоят шесть катков с внутренней амортизацией тагильского типа (с характерными «колечками» усиления вокруг отверстий) в сочетании с первым и последним литыми катками раннего типа без отверстий в центральной части и с 40 отверстиями в резиновом бандаже (не с 42, а именно с 40 – такие катки как раз и установлены на «Снайпере»). Комплектация набора не допускает иных вариантов сборки ходовой части, но если купить две или три модели, то можно снабдить танк как всеми катками с внутренней амортизацией, так и всеми обрезиненными катками. Ведущее колесо у модели безроликового типа, типичное для тагильских танков 1942-43 гг. Именно с ним связана небольшая доработка: гусеница при «быстрой сборке» надевается отверстиями в гребнях траков на отлитые между отверстиями облегчения колеса штифты. Понятно, что на настоящем танке ситуация прямо противоположная – гребни траков неизбежно попадают напротив отверстий в колесе, поскольку как раз между ними расположены ролики для перемотки гусеницы. Я заделал отверстия в гребнях траков срезанными с ведущего колеса штифтами, а само ведущее колесо провернул, рассверлив посадку под него на борту корпуса.
Гусеницы не только выполнены великолепно, но еще и впервые, кажется, в 72-м масштабе воспроизведены 500-мм тагильские «шевронные» траки. Появились они на танках в ноябре 1941 года и были весьма распространенным вариантом комплектации, наряду с разного типа «вафлями». Гусеничная лента без проблем собирается из 4 деталей (на верхней ветви сымитирован реалистичный провис между катками).
Декаль предлагается на танки с башенными номерами «20» и «106» («Сталинец»). Обе машины, хотя тоже выпущены 183-м заводом, но более позднего типа (конец 1942 года) - уже с поручнями для десанта на башне и корпусе. Кроме большой проблемы с самостоятельной имитации поручней 183-го завода (они не согнуты из трубы, а сварены с использованием плоских кронштейнов, микроспопических в масштабе 1/72), Т-34 с номером «20» имел еще и дополнительные топливные баки, которых в наборе нет. Не ясно, зачем было выбирать именно эти, не вполне подходящие варианты окраски: существуют же танки, просто точь-в-точь такие, как эта модель, хоть тот же «Снайпер», находящийся теперь в экспозиции музея БТТ из подмосковной Кубинки. 
Поскольку мне заниматься поручнями совсем не хотелось, пришлось от предлагаемой декали отказаться и нарисовать белой акриловой краской фирмы «Цитадель» обозначения танка «Снайпер». Модель окрашена нитрокраской, смывка – жидко разведенная эмаль Humbrol черного цвета, а легкая тонировка выполнена пудрами фирмы Tamiya.
Думаю, не ошибусь, если назову эту модель лучшей на сегодняшний день «тридцатьчетверкой» с 76-мм пушкой в масштабе 1/72. Даже китайские производители по точности воспроизведения прототипа далеко не дотягивают до уровня этой разработки «Звезды».

Похожие статьи:

Сборные моделиСборная модель Немецкого тяжелого танка T-VI "Тигр"

Сборные моделиПро танк Т-34-85 «Э»

Рейтинг: +3 Голосов: 3 3483 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!