Что же такое радиоуправляемый вертолет?
Многие из нас в далеком детстве мечтали о радиоуправляемой модели вертолета, а так взрослый человек, по сути, большой ребенок, то со временем мечта вполне может обрести реальное воплощение.
Но что же такое радиоуправляемый вертолет? Как его выбрать и где купить? С кем посоветоваться и проконсультироваться? С подобными вопросами сталкивается любой начинающий авиамоделист, решивший приобрести радиоуправляемую модель вертолета.
Цель данной статьи дать ответы на основные важные вопросы, которые непременно возникнут перед покупкой
Итак начнем.
Глава 1. Силовые установки.
Я думаю всем известно, что есть два типа силовой установки – электрическая и ДВС (двигатель внутреннего сгорания).
Электрическая силовая установка.
В подавляющем большинстве это безколлекторный двигатель. В качестве “топлива” для электрической установки используются литий-полимерные (LiPol ) аккумуляторные батареи либо в последнее время набирают популярность нанофосфатные аккумуляторы A123 (LiFePo4).
Рассмотрим литий полимерные аккумуляторы (LiPol):
Основные факторы у аккумуляторной батареи это ток отдачи, количество банок в сборке аккумулятора и емкость. Ток отдачи обычно обозначается буквой C, количество банок буквой S, емкость mAh. Разберемся, на что влияют эти параметры.
Ток отдачи – чем выше ток отдачи, тем большую мощность выдает батарея в полете, меньше вероятность “задушить” мотор при выполнении сложных маневров. Для вертолетов используются батареи с током отдачи не менее 20C, лучшим выбором является 25C или даже 30C. Чем выше ток отдачи указанный производителем, тем выше стоимость батареи.
Количество банок в сборке аккумулятора – чем больше банок тем больше вольтаж который выдает аккумулятор, соответственно выше обороты ротора, лучше динамика или как говорят моделисты – “лучше пуляет” =)
Емкость – ну тут думаю понятно, это аналогично тому сколько объем топливного бака, влияет прежде всего на длительность полета модели, но надо учитывать тот фактор, чем более емкий аккумулятор, тем больше его вес и опять-таки выше стоимость.
Рассмотрим на примере следующий пак:
FlighPower 25C 6s 2500 mAh
FlighPower – на данный момент самый качетсвенный и продвинуты бренд, выпускающий силовые батареи для авиамоделей, характеризуется очень хорошей постоянной токоотдачей вплоть до самого конца полета и высокой стомостью. 25C – максимальный продолжительный ток отдачи в полете, 6s – пак собран из шести банок емкостью 2500 mAh.
Нанофосфаты A123 (LiFePo4):
Буду краток, неплохой выбор в качестве тренировочных акков, но нужно иметь мощное зарядное устройство от 200 Ватт и выше, которое способно выдавать 10А ток и желательно поддерживающее эти типы аккумуляторов. Из существенных минусов – относительно небольшая емкость 2300 mAh, большой вес – 70 грамм одна банка, не очень удобные размеры и форм фактор – большие толстые цилиндры, а так же способность сильно просаживаться по вольтажу под нагрузками. Кроме того такой пак вам придется собрать самостоятельно, а тут как минимум надо уметь паять =) Из плюсов – относительно недорогие, количество циклов(зарядов) более 1000, не бояться ударов в пределах разумного, не критичны переразряд, короткое замыкание, широкий диапазон температур использования от -30 до +60 по Цельсию, высокие токи отдачи до 120 Ампер!
ДВС двигатели
Делаться на две категории – калильные двигатели, работающие на специальном топливе для калильных двигателей с добавлением нитрометана и бензиновые двигатели, работающие на обычном низкооктановом бензине с добавлением масла (аналогично мопеду).
Начнем с калильных двигателей - наиболее популярные топливные бренды выпускающие топливо для модельных двигателей: Byron fuel и Cool Power fuel. Обратите внимание что топливо для вертолетных двигателей специальное и имеет аббревиатуру Heli. Отличие в количестве масла которое оно содержит в своем составе, вязкости и некоторых других параметрах. Не рекомендуется использовать топливо для самолетов или автомашин в вертолетных двигателях. Топливо обычно продается расфасованным в специальную пластиковую герметичную тару объемом 1 US галлон (3,77 литра). Цена зависит от количества нитрометана входящего в состав топлива. Чем больше нитрометана, тем больше мощности может выдать двигатель, соответственно лучше динамика, сложнее задушить мотор на сложных маневрах и резких перекладках шага, но и тем дороже стоимость топлива и быстрее идет износ двигателя! На момент написания статьи (сентябрь 2008 года) цена за галлон топлива колеблется от 1350р за топливо с 15% нитрометана до 1600р с 30% нитрометана. Для вертолетов обычно используется топливо с 15% и 30% нитрометана. Есть так же варианты с 20 и 25 процентами, но они как мне кажется менее популярны. Кроме того, для некоторых двигателей, например производства Yamada, производитель рекомендует использовать специальное топливо, произведенное именно для этих двигателей. К сожалению, не могу раскрыть подробности в чем же заключается отличие в Byron fuel Heli for Yamada от просто Byron fuel Heli, но такое имеет место быть. И если вы приобрели двигатель Yamada, есть смысл задумать о специальном топливе для него. В тоже время другие производители калильных вертолетных двигателей – OS Max, Tunder Tiger, Hatori, Align, JR не требуют использования особых марок топлива, к ним подойдет любое вертолетное топливо.
Бензиновые двигатели. Основной плюс в том, что топливо обходится фактически даром, я думаю вы имеет представление, сколько стоит литр 76ого бензина =) Прибавить сюда еще стоимость масла в итоге получим минимум 10кратный выигрыш по сравнению с топливом для калильных двигателей. Кроме того, бензиновые двигатели обычно снабжены стартером и вам не придется использовать внешнее стартовое оборудование для запуска двигателя. Тем не менее почему же бензиновые модели менее популярны чем калильные и электро? Основной отрицательный фактор это более высокая цена на такую модель, существенно больший вес модели по сравнению с нитро аналогом, а так же малое количество брендов производящих модели вертолетов с бензиновой силовой установкой. Пока мне лично известны две модели – Predator Gasser и X Cell Spectra. Обе модели относятся к 90ому (самому большому) классу радиоуправляемых вертолетов, производятся в США и имеют весьма не бюджетную стоимость, как на саму модель, так и на запасные части. Тем не менее существуют так называемые gas conversion kits (набор запчастей для переделки в бензиновую версию), производимыми сторонними компаниями. С помощью такого набора вы можете переделать вертолет с калильным двигателем в модель с бензиновым. На данный момент такие киты существуют для моделей Align Trex 600 nitro, Align Trex 700 nitro, Tunder Tiger Raptor 90. Стоимость таких китов средняя и находится в районе 350 долларов. Так что если вы хотите супер дешевый в плане топлива вертолет, и вы не стремитесь к супер жесткому и динамичному 3d полету, то есть повод задуматься о приобретении бензинового варианта либо конверсионного кита. Рассмотрим минусы и плюсы обоих вариантов.
Глава 2. Плюсы и минусы силовых установок
Электрическая силовая установка.
Плюсы:
- Простота в настройке, не требуется обкатка двигателя;
- Не нужно зависеть от погодных и климатических условий и проводить подстройку двигателя;
- В виду отсутствия топлива как такого, на модели не образуется масляно-грязевой налет;
- В полете нет выхлопа, уровень шума ниже;
- Нет потребности в установке дополнительного оборудования типа: регулятор оборотов основного ротора (governor), автоматическая система подстройки карбюратора (smart carb), датчик температуры двигателя;
- Ненужно покупать и возить с собой стартовое оборудование (накал, стартер, топливо, помпа, свинцовая батарея, свечной ключ)
- Хранить вертолет можно где угодно, запаха он не имеет;
- Ненужно регулярно тратиться на покупку топлива;
Минусы:
- Длительность полетного времени меньше чем у ДВС в 1,5-2 раза, в зависимости от используемых аккумуляторов и стиля полета. На ДВС вы спокойно можете летать 9-12 минут, а на некоторых ДВС двигателях даже 17-19 минут, на электро, в лучшем случае - 4-7 минут;
- Необходимо иметь достаточный запас заряженных аккумуляторов по приезду на место полетов;
- Придется купить недешевое хорошее зарядное устройство, а в большинстве случаев придется докупить и второе, дабы иметь возможность заряжать аккумуляторы оперативно на месте полетов;
- Время заряда аккумуляторов достаточно велико – от часа до полутора, при зарядке аккумуляторы необходимо балансировать;
- Стоимость хорошего аккумулятора ощутимо бьет по карману, а в случае краша вы рискуете не только потратиться на ремонт тушки вертолета, но и купить новый аккумулятор, т.к. высока вероятность повреждения от удара;
- Аккумуляторы весьма ограничены по сроку службу, обычно после 50-60 циклов (зарядок), аккумулятор уже начинает терять емкость и степень токоотдачи;
- Необходимо следить за полетным временем, дабы не допустить переразряда аккумулятора, в случае с ДВС вы визуально видите сколько осталось топлива в баке, с электро вам придется определить максимально допустимое полетное время для ваших аккумуляторов, правда в этом случае вам поможет регулятор, которые вовремя включит отсечку;
- Литий-полимерные (LiPol) аккумуляторы достаточно опасны в эксплуатации и могут воспламеняться или даже взрываться при неправильной эксплуатации;
- Использование электроустановок в больших вертолетах (60-90 класс) обойдется в очень большие деньги;
Силовая установка ДВС калильного типа:
Плюсы:
- Позволяет летать больше за единицу времени по сравнению с электро, ограничение лишь ваш текущий запас топлива;
- Правильно настроенный двигатель не теряет мощности в зависимости от уровня топлива (заряда) в баке;
- Ремонтопригодность, не требующая особых навыков;
- В случае краша вы не рискуете угробить дорогостоящую силовую батарею;
Минусы:
- Предварительная обкатка;
- Подстройка двигателя под изменяющиеся погодные условия;
- Контроль за температурой двигателя;
- Достаточно токсичный и дымный выхлоп;
- Необходимость покупать недешевое топливо;
- Крайне желательна установка дополнительного оборудования – говернер;
- Срок службы двигателя ограничен;
- Способствует образованию масляно-грязевого налета на механике вертолета;
- Нужно дополнительное стартовое оборудование;
Силовая установка ДВС бензинового типа:
Плюсы:
- Копеечная стоимость топлива;
- Большой срок службы двигателя;
- Не требуется дополнительное стартовое оборудование;
- Позволяет летать больше за единицу времени по сравнению с электро, ограничение лишь ваш текущий запас топлива;
- Правильно настроенный двигатель не теряет мощности в зависимости от уровня топлива (заряда) в баке;
- В случае краша вы не рискуете угробить дорогостоящую силовую батарею;
Минусы:
- Существенно больший вес по сравнению с нитро и электро аналогами;
- Меньшая мощность по сравнению с нитро аналогами, менее оборотистые;
- Достаточно высокая стоимость бензиновых систем;
- Характерный бензиновый запах, хранить модель дома будет проблематично;
- Небольшой выбор среди производителей;
Глава 3. Классы вертолетов.
Итак, с мото-установками, думаю все более-менее понятно, перейдем к не менее интересной теме – классы вертолетов. Какие существуют классы? В чем же отличие между ними? На что это влияет? И чем они характеризуются?
Сразу оговорюсь, что микро и мини вертолеты выходят за рамки данной статьи и рассматриваться здесь не будут. Если у кого-то возникнет желание дополнить, буду очень признателен. Скажу несколько слов только о соосниках.
Соосники.
По большому счету это игрушки. Фактически не дающие каких-либо навыков пилотирования. Основное назначение, это получить порцию веселья, не погружаясь в вертолетную тематику сильно глубоко и не тратя на это много денег. Готовый к полету соосник обойдется в 200-300 долларов, летать на нем можно в большой квартире или зале, где нет движений воздуха, т.е. сквозняка. На какие-либо серьезные фигуры типа петель, бочек, переворотов естественно соосник не способен. Управлять им сможет даже ребенок без какой-либо предварительной тренировки. Резюме – игрушка, которую не очень жалко потом подарить или просто выкинуть в случае краша.
450й класс
Пожалуй самый популярный класс до недавнего времени. К представителям вертолеты имеющие длину лопасти основного ротора 320-325мм, общий диаметр основного ротора до 700мм. Длина тушки 650-670 мм, полетный вес 750-800 грамм. Вертолеты данного класса бывают только на базе электрической силовой установки. Тип используемой силовой батареи LiPol 16-20C 3s-4s 1800-2100 mAh. Привод хвостового ротора – ремень.
Некоторые моделисты устанавливают элементы А123, но они явно тяжеловаты для данного класса, да не совсем эстетично это выглядит.
К ярким представителям этого класса вертолетов относятся следующие модели:
Align Trex 450 SE
Pigeon 450 M1
3DX/HDX 450 SE
Thunder Tiger Mini Titan 325
Данный список можно существенно расширить, но я указал лишь те модели с которыми сам имел дело.
Для начала традиционно рассмотрим плюсы и минусы, характерные для данного класса, а далее проведем краткий обзор вышеперечисленных моделей.
Плюсы:
- Сравнительно небольшая стоимость кит набора;
- Великолепная динамика;
- Стоимость запчастей существенно ниже, чем у более старших классов;
- Более чем бюджетная стоимость силовых аккумуляторов;
- В виду небольших размеров вертолета, полетный комплекс очень мобильный и не занимает много места;
- Большое количество производителей и в большинстве случаев совместимость запчастей, исключение TT Mini Titan 325;
- Вертолет способен выполнять все фигуры пилотажа, которые могут более старшие классы;
- В виду своего небольшого веса, меньше страдает при краше, чем более большие вертолеты;
- Требуется гораздо меньшее пространство для полетов;
Минусы:
- В виду своего малого веса и более чем скромного размера полеты при ветре больше 2-3м/с для новичков будут уже проблемой;
- При удалении более чем на 10 метров, особенно в условиях недостаточной освещенности, начнутся проблемы с пониманием ориентации вертолета;
- Достаточно быстрый износ деталей в виду их мини размера;
- Отрицательная стабильность по сравнению с большими классами;
Резюме:
450й класс с одной стороны достаточно бюджетен и универсален в плане эксплуатации, но в тоже время я бы не рекомендовал его новичкам, которые собираются покупать свой первый вертолет. Поверьте, падать на нем вы будите раза в 2-3 больше, чем на более старшем классе. Этому способствует динамка, отрицательная стабильность и скромные размеры. Мое мнение данный класс вертолетов лучше покупать после того, как уже хорошо освоены навыки пилотирования реальных моделей и выработана моторика на должном уровне.
Остановимся более подробно на конкретных моделях. Дабы не было вопросов, рядом с названием модели я буду указывать две цены: одну розничную в рублях в Российских магазинах, вторую в долларах США в заграничных интернет магазинах без учета стоимости доставки.
Align Trex 450 SE V2
Цена (Россия):
Цена (Internet Shop):
Trex 450 – вертолет, который продвинул 450й класс на новый уровень и имеет, пожалуй, первое место по продажам во всем мире. На данный момент наберется порядка десятка клонов этой модели, но главное не забывать о том, что оригинал это все-таки Align Trex 450! =) На данный момент выпущена версия Align Trex 450 SE V2. Которая имеет некоторые конструктивные изменения. Тем не менее 80% деталей совместимы с более ранней версией Align Trex 450 SE. Кит поставляется наполовину в пресобранном состоянии, все основные узлы уже собраны на локтайте. К качеству сборки претензий нет.
Плюсы:
- Хорошее качество изготовления;
- Богатая комплектация, в ките есть все, чтобы собрать вертолет из коробки, вплоть до липучек, тапка для лопастей, стяжек, локтайта и смазки, а так же силовая батарея, качественные карбоновые лопасти, регулятор, мотор;
- Практически все детали вертолета выполнены из карбона и метала;
- Стеклопластиковое канопи имеющее яркий окрас, позволяющий лучше видеть модель на удалении;
- Механика имеет минимум люфтов, используются упорные подшипники, как в основных так и в хвостовых держателях лопастей;
- Автомат перекоса позволяет настраивать большие коллективные и циклические углы;
- Практически все наиболее расходные запчасти (балки, валы, шестерни и т.д.) производитель комплектует по две штуке в одной упаковке, т.о. вы покупаете две запчасти по цене одной;
Минусы:
- Не очень удачное расположение сервомашинок автомата перикоса, что при монтаже и обслуживании доставляет некоторые неудобства;
- Есть проблемы с направляющим роликом ременного привода хвостового ротора, ремень может захлестнуть и срезать;
- Не всегда комплектный аккумулятор хорошего качества, не стоит ожидать от него многого;
Резюме:
Оригинал есть оригинал. Летает он конечно замечательно, хотя и имеет свои конструктивные проблемы. Стоимость Align Trex 450 SE V2 несколько выше нежели у его клонов, но это оправдано качеством изготовления и богатой комплектацией, которая дается в кит наборе. А если посчитать любой аналогичный клон, в такой же комплектации кроме Pigeon 450 M1, то цена клона вплотную приблизиться к стоимости Align Trex 450 SE V2.
Pigeon 450 M1
Цена (Россия):
Цена (Internet Shop):
На данный момент, пожалуй, самый удачный клон Align Trex 450 SE. Обычно поставляется в виде практически собранной тушки с использованием локтайта в комплекте с деревянными лопастями, без регулятора, мотора, силовой батареи и прочих плюшек, которые есть в поставке оригинального Tex 450. Так что кроме самого вертолета вам придется озаботиться выбором и докупкой двигателя, регулятора, а так же силовой батареи.
Плюсы:
- Более чем бюджетная стоимость кит набора вертолета, при достаточно хорошем качестве изготовлении;
- Очень низкая стоимость запчастей, примерно в 1,5-2 раза ниже, чем у других клонов и оригинала;
- Практически все детали вертолета выполнены из G10 и метала;
- Удачное расположение сервомашинок автомата перикоса, не создающее проблем при их монтаже и обслуживании;
- Упрощенный привод хвостового ротора - отсутствует промежуточная шестерня;
- Некоторые детали совместимы с Align Trex SE V2;
Минусы:
- Малая распространенность данной модели;
- Придется дополнительно докупить мотор и регулятор;
Резюме:
Хороший клон. Если мало денег или очень хочется сэкономить, то Pigeon 450 M1, пожалуй лучший выбор. Единственный момент на который стоит обратить внимание это доступность запчастей, прежде чем покупать данную модель, решите где будите доставать на него запчасти. Правда при их копеечной стоимости можно набирать сразу десятками в запас =)
3DX/HDX 450 SE
Цена (Россия):
Цена (Internet Shop):
Пожалуй самый неоднозначный клон. С одной стороны присутствуют все отличительные черты серьзной модели – используемые материалы, более-менее нормальная комплектация с другой стороны некоторые существенные конструктивные недоработки и достаточно высокая цена ставит вопрос о правильности выбора данной модели.
Плюсы:
- Удачное расположение сервомашинок автомата перикоса, не создающее проблем при их монтаже и обслуживании;
- Практически все детали вертолета выполнены из G10 и метала;
- Удачный конструктив хвостового ротора, лучше чем у Align Trex 450SE V2;
- В ките вертолета уже идет двигатель и деревянные лопасти;
- Некоторые детали совместимы с Align Trex SE V2;
Минусы:
- Проблемы с автоматом перекоса, при определенных углах нередки случаи, когда автомат перекоса просто клинит, чтоб приводит к падению вертолета;
- Есть претензии к качеству используемых материалов, метал используемый в данной модели очень мягкий и вязкий, нередки случаи с заклиниванием обгонной муфты;
- Придется дополнительно докупить регулятор;
- В большинстве случаев запчасти продаются по штучно, что в целом стоит выше, чем аналогичные позиции для Align Trex 450;
Резюме:
В какой-то мере, аргументом в пользу покупки данной модели может стать доступность запчастей в ближайшем модельном магазине. В остальном, я бы сказал, модель имеет существенные минусы, и не слишком низкую цену по сравнению с оригиналом, чтобы быть стать лучшим выбором.
Thunder Tiger Mini Titan 325
Цена (Россия):
Цена (Internet Shop):
Самый неудачный и проблемный вертолет. Странно вообще видеть такую модель от столь именитого производителя, как Thunder Tiger. Особых плюсов у данной модели кроме комплектации я не нашел, сплошные минусы.
Плюсы:
- В составе кита идет мотор, регулятор и деревянные лопасти;
Минусы:
- Полностью пластиковый вертолет, хрупкая и нежесткая конструкция;
- Слабые наконечники шаровых, имеющие тенденцию соскакивать при жесткой посадке;
- Устранить “бабочку” лопастей основного ротора в стоковом варианте практически невозможно;
- Не совместим по запчастям ни с чем кроме самого себя;
- Чтобы привести эту модель в более-менее нормальное состояние придется докупить
весь тюнинг, что по суммарным затратам перекроит стоимость любой из предыдущих рассмотренных моделей;
Резюме:
Покупать данную модель категорически не советую. Получите проблемный вертолет, с которым будет больше косяков, чем полета. Если же вы непоколебимый фанат Thunder Tiger и не на что другое смотреть просто не можете, советую обратить внимание на более старшие классы этого производителя, либо закупать вместе со стоковой тушкой весь доступный на него тюнинг.
Нет комментариев. Ваш будет первым!