История создания радиоуправляемой модели вертолета

28 декабря 2012 - Роман Мирошин
Сегодня радиоуправляемая модель вертолета не вызывает особого удивления и восторга среди моделистов. Разнообразные модели с ДВС и электроприводом стали доступными каждому желающему, они производятся в виде комплектов для сборки, собранных моделей и даже полных комплектов полностью готовых к полету прямо с коробки. Компьютерные симуляторы помогают пилотам получить первые навыки управления, даже не поднимая модель в воздух. Но все-же радиоуправляемый вертолет остается самым молодым видом моделизма. Мало кто знает , что появлению радиоуправляемой модели вертолета мы объязаны немецкому инженеру Дитеру Шлютеру.

В 1972 году на известной Нюрнбергской ярмарке модельной техники была представлена первая, серийно производимая радиоуправляемая модель вертолета. Появлению этой модели предшествовала большая работа ее конструктора Дитера Шлютера.
Дитера Шлютер (Dieter Schlüter) - немецкий инженер по образованию, моделист по призванию был, одержим идеей постройки летающей радиоуправляемой модели вертолета. Сложный путь к достижению поставленной цели начинался с попыток повторить на модели систему ротора больших вертолетов. Но такая система не давала определенных успехов. Модели, в лучшем случае, совершали короткие подпрыгивания и были плохо управляемы.
Начиная с 1967 года энтузиастами вертолетных моделей при поддержке фирмы Simprop проводились регулярные встречи-соревнования в городе Харсенвинкель. На соревнованиях в 1968 году Шлютер представил свою первую модель и стал абсолютным победителем этой встречи. Его модель находилась в воздухе несколько секунд, но это был наилучший результат.
 
Одна из первых действующих радиоуправляемых моделей Д.Шлютера Sikorskiy S58
 
Модель имела деревянный полукопийный фюзеляж вертолета Sikorskiy S58. Четырехлопастный ротор приводил в движение самый мощный в то время двигатель Super Tiger 61. Все узлы модели - центробежная муфта, система охлаждения мотора, редуктор, ротор - были впервые разработаны самим автором. Многие элементы конструкции и сегодня применяют на моделях вертолетов.
 
 
Дитер Шлютер после успешного рекордного полета с моделью вертолета "Bell Huey Cobra",в уже далеких семидесятых.
 
К такой схеме головки главного ротора Шлютер пришел после ряда экспериментов и пробных подлетов. В основе работающего, хорошо управляемого ротора лежала карданная головка с поперечной сквозной штангой, на которой закреплены управляющие лопатки. Это была, так называемая, схема Beii-Hilier. 
И сегодня по прошествии около сорока лет ни одна фирма не привнесла ничего принципиально другого в конструкцию главного ротора – в их основе также схема с поперечной сквозной штангой и стабилизирующими лопатками. В апреле 1970 года модель вертолета Huey Cobra, управляемая Шлютером, выполнила полноценный полет по кругу и продержалась в воздухе 10 минут. Это было настоящей сенсацией в мире моделизма. Далее последовал ряд других успехов: официальный рекорд мира - 28 минут и 11,5км - дальность полета по замкнутому кругу. 
 
Один из первых реальных полетов модели вертолета “Bell Huey Cobra”.
 
Для безопасного взлета и посадки модель оснащалась увеличенными стойками шасси. 
Воодушевленный успехом, Шлютер начал производство первых 50, а потом и 100 наборов для сборки моделей Huey Cobra. Интересно, что в поиске партнера для производства и продажи моделей, Шлютер вел переговоры с фирмой Graupner, которая не поддержала его и отнеслась к производству моделей вертолетов как к неперспективному делу.
По договоренности со второй по величине в Германии в то время фирмой Schuco-Hegi было начато серийное производство модели вертолета Huey Cobra. Эта модель и была представлена на Нюрнбергской ярмарке как мировая новинка. 
Модель была выполнена в несущем стеклопластиковом полукопийном фюзеляже вертолета Huey-Cobra. Двигатель объемом 10 куб. см. и закрытый редуктор со стальными шестернями монтировались на днище корпуса. Второй подшипник главного вала устанавливался в верхней части фюзеляжа. Вращение на хвостовой ротор передавалось гибким валом в оболочке. Для вертикального подъема модель управлялась только числом оборотов главного ротора, угол лопастей имел одну постоянную величину, шайба перекоса оставалась на валу вертикально неподвижной. Двигатель запускался стартером через ремень, который висел под низом фюзеляжа.
 
Части механики модели Huey-Cobra на демонстрационном стенде. Виден ремень для запуска мотора. Фото www.helioldie.de
 
 
Редуктор модели Huey-Cobra, стальные шестерни работали в масляной ванне.
 
Наборы для сборки модели Huey-Cobra вызвали большой интерес среди активных моделистов и стали вполне успешно продаваться, но вскоре этот процесс затормозился. Модель вертолета сама по себе очень сложный летающий аппарат, им не просто управлять и малейшая ошибка пилота (гироскопов в то время еще небыло) вела к ее поломке. Ремонт стеклопластикового фюзеляжа, точная установка в нем фанерных шпангоутов и элементов механики требовала много времени и материальных затрат. Это стало отталкивать моделистов от желания приобрести модель вертолета. 
В результате Дитер Шлютер начинает работу над новой концепцией простой, ремонтнопригодной модели. В 1975 году Шлютер (уже фирма Schlüter -Modellbau) демонстрирует свою эпохальную модель "малыш" Heli-Baby с двигателем 6,5 см. куб.
В конструкции этой модели он применил открытую несущую механику, состоящую из двух парельно соединенных металлических пластин-боковин, на которой крепился двигатель, одноступенчатый редуктор и легкосъемная хвостовая балка из дюралевой трубы, спереди на ней крепилась небольшая кабинка-обтекатель. Эта революционная схема компоновки пилотажной модели вертолета (так называемый "тренер") осталась без изменений по сегодняшний день. Конструкция головки главного ротора была такая же, как и у Huey-Cobra, модель управлялась только числом оборотов. В целом- Heli-Baby уже имела вид привычный современным моделистам. Модель была легкая, простая в обслуживании и в случае падения, поврежденные детали легко заменялись новыми. Механинику Heli-Baby можно было просто установить в пластиковый корпус Hughes 500, который сразу же производила фирма Шлютера. 
В 1976 году на нюрнбергской ярмарке была презентована очередная модель Super Heli-Baby с изменяемым шагом лопастей главного ротора, на ней стало возможным выполнение фигур высшего пилотажа и перевернутый полет, что полностю меняло представление о модели вертолета.
Далее по лицензии такие модели выпускали в Японии и Америке (фирма Miniature Airkraft). Вертолетный моделизм распространился по всему миру. Фирмы, производящие системы управления, стали вскоре производить аппаратуры со специальными функциями для вертолетов и специальные гироскопы. С 1986 года Шлютер продал свое производство фирме Robbe и стал консультантом по созданию винтокрылых моделей. В соответствии с этим восьмилетним контрактом Шлютер не имел права производить модели вертолетов и сотрудничать с другими модельными фирмами. 
Самыми удачными и наиболее известными "бестселлерами" были модели Дитера Шлютера Heli-Baby, HeliBoy, Superior, Junior 50, Champion. По эскизам Шлютера в Америке было начато производство вертолета X-Cell фирмой Miniature Airkraft. Книга Шлютера «Радиоуправляемый вертолет» (Hubschrauber ferngesteuert) издавалась на разных языках, и с рядом дополнениний, переиздавалась много раз. (Привезенная из Германии, эта книга была первым изданием о моделях вертолетов , окуда я черпал свои знания в этой области. Прим. авт.)
Большой вклад в развитие вертолетного моделизма внес также немецкий инженер Эвальд Хайм. Им был разработан компактный механический блок, который легко монтировался в корпус модели. Механика Хайма имеет двухступенчатый редуктор, где одна из шестерен для уменьшения габаритов имеет внутреннее зацепление. Конструкция головки главного ротора была хорошо продумана и имеет отличные качества, как в режиме висения, так и в прямом полете.
По мере развития электроники, для управления шайбой перекоса Хайм применил схему электронного смешения 120 градусов Trilink system.На этой механике три рулевые машинки напрямую соединялись с шайбой перекоса тягами, а их синхронные движения управлялись компьютером передатчика. Как показало, время эта система оказалась перспективной и сегодня уже большинство моделей оснащены способом управления шайбой перекоса ССРМ.
Эта механика продавалась фирмой Graupner под названием Original Graupner-Heim Mechanik и была самой распространенной вертолетной механикой в Европе. По механической схеме ротора Хайма ряд фирм стал производить свои механики и вертолеты. Это также немецкие фирмы Vario Helikopter, Mikado. Так сложилось, что основным центром и законодателем мод вертолетного моделизма в свое время стала Германия. Здесь проводились основная масса вертолетных соревнований, таких как Robbe-Schluter Cup, Graupner Cup, Vario Cup и т.д. 
В Японии вертолетный моделизм занимает одно из ведущих мест в авиамодельном мире. Очевидно, одной из причин этой массовости является недостаточность мест для больших площадок, необходимых для взлета и посадки обычных авиамоделей. Кстати, нужно сказать, что по данным на 2000 год , на все японское население (около 70 млн. жителей) работает 200-300 магазинов, специализирующихся только на продаже и обслуживании моделей вертолетов. В месяц продается около 5000 (пять тысяч!!!) таких моделей. Продукция японских фирм Hirobo, Kyosho, JR , TSK известна во всем мире.
В бывшем СССР из-за недостатка технической модельной информащии, слабой материальной базы вертолетный моделизм не получил большого развития, и был уделом отдельных энтузиастов. Среди них наилучших успехов достигли В.Макеев, И. Чибизов, И. Муковозчик, Сергей Никульников. Они строили модели от начала до конца своими руками, по собственными чертежам, пользуясь ограниченной информацией получаемой из-за границы. Имея в своем распояжении маломощные двигатели, примитивную аппаратуру управления, их успехи были не велики, но все же удавалось строить летающие образцы техники. Опубликованый в журнале «Моделист-конструктор» «культовый» чертеж модели Helix, выполненый ческими моделистами по вертолету Шлютера Huey-Cobra, заставлял неровно биться сердце многих советских моделистов. Были даже и несколько не плохо постреных таких моделей, но полетов их так никто и не видел.
В конце восьмидесятых годов творческий коллектив в городе Харькове освоил серийное производство вертолета Темпо, спроектированного на основе модели Schlüter Champion. Их коллега Николай Харцы самостоятельно изготовил серию очень качественных моделей, которые были практически копией того-же вертолета Champion. Это в свое время послужило толчком к более массовому развитию этого вида моделизма. Харьковчанин Олег Хвостов, Александр Ларионов одними из первых освоили пилотирование модели вертолета, выполняя целый ряд фигур пилотажа. 
За последнее десятилетие механическая часть моделей вертолетов стала очень надежной, в конструкции многих применяется современные материалы: углепластик, новые прочные пластмассы. Компьютерные передатчики оснащены сложными и более совершенными программами, а применение цифровых рулевых машинок и пъезогироскопов с функцией Heading Hold дают возможность пилотам выполнять сложные фигуры пилотажа, не подвластные ни одной другой летающей модели. Появился также новый стиль пилотирования 3-D, поражающий своими невообразимыми фигурами, стали массово производится малогабаритные надежные электровертолеты. Все это делает вертолетный моделизм очень привлекательным и массовым во всем мире.
 
 
Модель вертолета Heli Baby с открытой несущей механикой. На вертолете устанавливался двигатель объемом 6,5 см. куб., привод хвостового ротора непосредственно от мотора, осуществлялся посредством плоского ремня.
 
 
Реконструированная модель вертолета Heli Baby
 
 
Головка ротора модели Heli Baby 
 
 
Головка ротора модели Super Heli-Baby с изменяемым шагом лопастей
 
Модель вертолета Schlüter Champion с двигателем 10 куб.см.
 
 
Фюзеляжная механика Евальда Хайма
 
 
Дитер Шлютер в наши дни с моделью Heli Baby
 
Фильм, в котором Дитер Шлютер рассказывает об основных этапах становления действующих моделей вертолетов. Здесь можно увидеть и первый полет его легендарной модели Huey-Cobra 

Часть1 
 

Часть 2

Часть 3

Рейтинг: +8 Голосов: 8 6275 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!