СПОРТИВНЫЙ ЗМЕЙ-ДЕЛЬТАЛЕТ

31 января 2015 - Роман Мирошин

Наше время характеризуется возрождением змейкового спорта, наступление которого связано с появлением управляемого высокоманевренного акробатического спортивного змея-дельталета, способного выполнять комплекс самых сложных фигур высшего пилотажа. Сегодня змейковый спорт — на гребне интереса молодежи. Причин тому несколько.

Прежде всего относительная простота таких летательных аппаратов, состоящих, как правило, из нескольких реек, куска ткани, горсти резинок да катушки крепкого шпагата. В то же время создание пилотажного змея-дельталета — это увлекательнейший творческий процесс, связанный с поиском оптимальных геометрических и аэродинамических параметров аппарата, от которых зависят его маневренность, подъемная сила, скорость и т.п. В настоящее время запусками акробатических змеев занимаются тысячи энтузиастов

. Модельные предприятия многих стран мира выпускают наборы-посылки с комплектами деталей для сборки змеев, а также сотни наименований самых различных узлов, необходимых для эксплуатации этих летательных аппаратов. Правда, до России все это пока доходит в небольших количествах. Однако в нашей стране, имеющей одну из самых серьезных школ технического творчества, изготовление необходимых комплектующих даже в домашних условиях — не проблема. Сегодня мы знакомим с одним из самых простых змеев-дельталетов, при создании которого можно освоить технологию изготовления отдельных его элементов и их сборки, методику запуска, а также технику управления змеем.

Схема этого змея повторяет классический дельтаплан со всеми присущими ему элементами конструкции — с двумя боковыми, одной центральной и одной поперечной рейками, а также с матерчатым парусом-крылом. Для змея таких размеров понадобятся четыре деревянные (сосновые или еловые) рейки диаметром 8 мм. На циркулярной пиле или продольной ножовкой распускается на рейки шириной 10 мм ровная, без сучков и косослоя доска толщиной 10 мм.

Полученные таким образом брусочки квадратного сечения скругляются рубанком и калибруются, для чего их лучше всего пропустить через специальное приспособление, представляющее собой стальную полосу толщиной 4—5 мм с просверленными в ней отверстиями диаметрами 9; 8,8; 8,5; 8,2 и 8 мм. Последовательно пропуская заготовки через эти отверстия (в порядке убывания диаметра), можно получить абсолютно круглые гладкие рейки. В завершение они ошкуриваются и покрываются любым мебельным или паркетным лаком.

Сборка каркаса змея производится с помощью стыковочных деталей, сделанных из упругих трубчатых, элементов. Лучше всего для этой цели подходят эластичные ппастиковые или резиновые трубки с внутренним диаметром несколько меньшим, чем диаметр реек каркаса Для стыковки поперечной и боковых реек понадобятся две трубки длиной 70-80 мм, в которых посредине вырезано поперечное отверстие диаметром 7 мм.

Отверстия в эластичных стыковочных деталях лучше всего вырубать пробойником — стальной трубкой стенки которой с одной из сторон остро заточены. Нужно только предварительно ввести в пластиковую трубку круглый деревянный стержень. Для стыковки центральной и поперечной реек потребуется эластичная трубка длиной около 100 мм с пробитыми в ней двумя поперечными отверстиями.

И, наконец, для переднего стыковочного узла необходимы две трубки: одна гладкая, без отверстий, длиной около 90 мм и вторая — длиной около 70 мм, с поперечным сквозным отверстием. Устройство стыковочных узлов — на рисунках. Две эластичные трубки длиной около 40 мм с центральным поперечным отверстием понадобятся для узлов крепления поводков управления к центральной рейке. Помимо этого в узел входит скоба, согнутая из дюралюминиевой полоски сечением 5x1,5 мм. Законцовки центральной и боковых реек вполне можно сделать из колпачков подходящего диаметра от фломастеров или шариковых ручек.

Достаточно пропилить в них надфилем неглубокий паз, как это показано на рисунках. Мягкая оболочка крыла змея-дельталета сшивается из тонкой воздухонепроницаемой ткани — такая идет на куртки-ветровки. Для этого придется освоить швейную машину — вручную сшить парус-крыло хотя и можно, но операция эта канительная. Основные швы, используемые при изготовлении обшивки, показаны на рисунках.

Предварительно имеет смысл потренироваться на обрезках ткани, добиваясь идеальных стыковочных швов. Затем на любой бумаге подходящего размера рисуется выкройка оболочки крыла, вырезается, и на полученной бумажной «модели» окончательно уточняются размеры — весьма вероятно, что потребуются какие-то корректировки в соответствии с реальными размерами каркаса. Только после этого можно перенести выкройку на ткань и вырезать заготовку. Кроить тонкую синтетическую ткань следует только терморезаком, а не ножницами.

Терморезаком же прорезаются и окна в зонах расположения узлов крепления поводков к рейкам и стыковочных узлов каркаса. В качестве такого резака подойдет обычный паяльник с остро заточенным жалом или выжигательный прибор. Можно также сделать простой инструмент, состоящий из деревянной рукоятки и закрепленной на ней фарфоровой колодки от электропатрона с подсоединенной к винтам колодки нихромовой проволокой; питание резака — от понижающего трансформатора.

Прежде чем сострачивать оболочку крыла на швейной машине, заготовки нужно сметать с помощью булавок или иглы с ниткой. После сметывания следует примерить, как входят рейки каркаса в предназначенные для них карманы на обшивке. Если примерка показала, что «одежка» хорошо «сидит» на каркасе, приступайте к сострачиванию швов на швейной машине. Рисунки помогут выбрать наиболее подходящий машинный шов.

После сострачивания оболочки крыла производятся сборка змея и определение длины нитей уздечки. Оптимальной длиной нитей будет такая, при которой змей устойчиво (плотно) держится в воздухе без взмываний и клевков. Запускать змея лучше всего при ровном среднем ветре вдвоем с помощником. Добившись устойчивого парения змея, попробуйте управлять им, начиная от простого покачивания вправо-влево и постепенно переходя к более сложным фигурам.

1 — каркас; 2 — крыло; 3 — уздечка.

Каркас змея-дельта лета (вид снизу): 1, 12, 13 -- законцовки; 2, 11 —рейки-лонжероны боковые; 3, 10 — узлы стыковочные боковые; 4 — рейка поперечпая; 5 — рейка центральная; 6 — узел стыковочный носовой; 7. 9 — узлы крепления уздечки; 8 — узел стыковочный центральный.

Стыковочные узлы каркаса: А — боковой со скобой крепления уздечки; Б — носовой; В — центральный; Г — крепления уздечки; Д — законцовка.

Крепление уздечки к центральной рейке

Криплений уздечки к боковой рейке

Крепление крыла к центральной рейке каркаса: 1 — оттяжка (канцелярская или аптечная резинка); 2 — крыло; 3 — рейка центральная; 4 — законцовка (колпачок фломастера или шариковой ручки).

Наиболее распространенные крепежные элементы лееров и уздечек змея-дсльталета: А — карабин креплении уздечки к боковой рейке; Б — карабин крепления леера к кольцу уздечки; В — крепление уздечки к кольцу.

Выкройка крыла

Основные способы шитья крыла: А — шов обычный; Б — шов усиленный; В — заделка эаконцовок; Г, Д — изготовление карманов.

Отдельные элементы крыла: А — боут с люверсом; Б — отверстие-люверс, обработанное швом «зигзаг»; В — окно на боковом кармане, обработанное швом «зигзаг».

Наиболее распространенные типы ручек управления акробатическими змеями: А — ручки-браслеты мягкие для змеев с большой подъемной силой; Б — ручки-петли мягкие; В — ручка жесткая; Г — ручки-катушки.

Отработка фигур пилотажа: для начала — покачивание вправо-влево (А); так выполняется «горизонтальная восьмерка» (Б); а так —«угол» (В). 

Комплекс фигур пилотажа для акробатических змесв-лсльталетов.

Боковые (Л) и центральный (Б) карманы крыла.

Похожие статьи:

Воздушные змеиПОЧЕМУ И КАК ЛЕТАЕТ ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

Воздушные змеиРОМБИЧЕСКМЙ КОРОБЧАТЫЙ ЗМЕЙ

Воздушные змеиПЛОСКИЕ ЗМЕИ “ПЯТИГРАННИК” И “ЗВЕЗДА”

Воздушные змеиПЛОСКИЙ “ИНДИЙСКИЙ ЗМЕЙ”

Воздушные змеиПЛОСКИЙ «РУССКИЙ ЗМЕЙ»

Теги: змеи
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1807 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!