ПРОСТАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА ИЗ ГОФРОКОРТОНА
Модель планера их гофрокартона. Как показывает история авиастроения, летательный аппарат можно сделать практически из любого материала Первые аэропланы собирали из бамбука и перкаля, позднее авиационными материалами стали ель да сосна, их вскоре сменили дюралюминий и магниевые сплавы, ну а сегодня высокие скорости требуют применения титана и высокопрочных сталей.
Те же проблемы подчас встают и перед авиамоделистами, подбирающими для своих моделей новые материалы Бальза, сосна, авиационная фанера, пенопласт, панели-сандвичи, сверхлегкие оболочки из композитов.. И каждый раз попытки использования новых материалов сопровождаются традиционным вопросом «Полетит или не полети '?» Именно такой вопрос возник и у меня, когда я обратил внимание на обычный упаковочный гофрокартон — из такого делают и коробки для компьютеров, и ящики для пивных бутылок.
Материал, склеенный из крафт-бумаги, напоминает авиационные сандвичевые панели с сотовым заполнением он весьма жесткий, прочный, легко обрабатывается и склеивается — чем не основа при создании авиамоделей' Так полетит или не полетит? Хорошей проверкой прочностных и аэродинамических свойств гофрокартона стало изготовление простейшего схематического планера. Чтобы соблюсти чистоту эксперимента, все его элементы — от крыла до фюзеляжа — были сделаны именно из этого материала.
Прежде всего — об основном инструменте, с помощью которого был выполнен планер, — острозаточенном ноже-резаке. Лучше всего, конечно, использовать покупной — такой показан на одной из фотографий. Однако вполне подойдет и самодельный, идеально заточенный нож-косячок. Учтите, что при резке гофрокартона тупым инструментом заготовки получаются неровными («лохматыми»), непригодными для дальнейшего использования.
Несколько слов о клее, с помощью которого из отдельных деталей собирается планер. Практика показала, что наиболее удобным в работе и прочным является монтажный клей «жидкие гвозди» — он обладает прекрасной адгезией и малой усадкой, а клеевой шов — повышенной прочностью. К тому же таким клеем можно даже шпаклевать торцы панелей из гофрокартона.
И еще — перед началом работы приобретите десяток бельевых прищепок — они помогут вам при склейке отдельных элементов модели Несколько слов о самом планере. Он представляет собой высокоплан с прямоугольным крылом с выраженной V-образностью. Стабилизатор — также прямоугольной формы. Очертания плоского фюзеляжа—типичные для такого рода планеров.
Масса готовой модели составляет около 80 г. Для начала следует подобрать качественный гофрокартон — желательно, чтобы одна из его сторон была покрыта тонкой самоклеющейся пленкой (в коробках из такого материала, как правило, транспортируют бытовые электронные приборы).
При разметке на гофрокартоне контуров фюзеляжа, крыла, стабилизатора и киля нужно иметь в виду, что гофры должны располагаться вдоль длинных сторон этих деталей. Крыло планера состоит из двух полукрыльев, соединенных с помощью двух отрезков дюралюминиевых спиц для вязания, согнутых в виде буквы «V» — диаметр их выбирается таким, чтобы они плотно вставлялись в гофры на полукрыльях.
При сборке на торцы полукрыльев наносится слой клея «жидкие гвозди». Фюзеляж модели склеивается из трех гофрокартонных заготовок. Одновременно в его хвостовую часть заклеивается и киль. После высыхания «жидких гвоздей» фюзеляж по контуру обрабатывается острозаточенным ножом, а затем оклеивается бумажной полоской.
Далее на фюзеляже прорезается ложемент под крыло (угол его относительно продольной оси фюзеляжа составляет около 3 градусов), а также паз под стабилизатор. Следует иметь в виду, что все прорези следует делать сразу, одномоментно — особенности материала не дают мастеру возможности для каких-либо последующих исправлений. При сборке планера все стыки как следует, промазываются клеем.
Крыло приклеивается к фюзеляжу «внакладку», а затем, после высыхания «жидких гвоздей» дополнительно закрепляется парой миниатюрных клиньев, выструганных из древесины предварительно под них прокалывается шилом отверстие, в которое вводится клей и затем загоняется клин. После сборки и окончательного отверждения клея модель следует отбалансировать — центр ее тяжести должен располагаться на линии 25 процентов хорды крыла.
Чтобы добиться этого, носовую часть планера придется загрузить — проще всего сделать это с помощью свинца, последовательно добавляя в зону загрузки небольшие кусочки этого металла. Далее они сплавляются в единый грузик и расплав выливается в форму — например, в отрезок алюминиевой трубы.
Получившийся диск затем заклеивается в носовую часть фюзеляжа. В процессе облета модели может оказаться, что несимметричности и крутки аэродинамических поверхностей (крыла, стабилизатора и киля), образовавшиеся при сборке, приводят к незапланированным кренам, виражам, пикированию или кабрированию, из-за которых можно вдребезги разнести планер в первом же полете.
В этих случаях неплохо оснастить модель отгибающимися аэродинамическими поверхностями — элеронами, рулями направления и высоты, сделать которые можно из тонкого плотного картона. Отгибая в процессе пробных запусков тот или иной рулевой элемент, добиваются вполне устойчивого полета. Сбалансированный таким образом планер можно запускать и с леера — нужно только снизу в переднюю часть фюзеляжа вклеить буксировочный крючок
(Автор: И.МНЕВНИК)
Гофрокартонные заготовки для изготовления модели
Геометрическая схема модели планера из гофрокартона
Склейка фюзеляжа — для фиксации его элементов использовались бельевые прищепки
Нанесение монтажной) клея на заготовки фюзеляжа
Так выглядит крыло после склейки
Собранный фюзеляж модели
Модель к полету готова. В передней части фюзеляжа располагается свинцовый груз
Похожие статьи:
Модели планеров → МЕТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАНЕР
Модели планеров → СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА
Модели планеров → ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Модели планеров → ОБТЯЖКА И ОТДЕЛКА СХЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
Модели планеров → РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК СХЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНЕРОВ
Нет комментариев. Ваш будет первым!