ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Чертеж схематической модели планера. Характерная особенность модели планера- ромбовидная форма крыла и стабилизатора. Каждая консоль образована сосновым лонжероном и кромками, выполненными в виде туго натянутых прочных ниток (нервюры отсутствуют). Крыло имеет одинарный угол V.
Для изготовления такого планера понадобятся сосновые рейки сечением 8x10 мм (фюзеляж) и 3x6 мм (крыло и стабилизатор), две заготовки из фанеры толщиной 4 мм 150x50 мм (носик фюзеляжа), отрезок фанеры толщиной 1,5 мм (узел крепления лонжерона) и бальза толщиной 1-3 мм 70x70 мм (киль). Еще нужно подготовить хлопчатобумажную нить №10 (кромки), папиросную бумагу для обтяжки; клей ПВА для сборки и обтяжки и кусочек авиамодельной резины для крепления крыла и стабилизатора.
Фюзеляж модели планера
Фюзеляж, традиционный для схематической модели, состоит из рейки и носовой части (грузика), склеенной на ПВА из двух слоев фанеры толщиной 4 мм. Сначала выпиливают лобзиком две одинаковые заготовки носовой части, затем их склеивают, сжав вместе струбцинами. После высыхания клея полученную деталь обрабатывают по контуру крупной шкуркой, наклеенной на ровную дощечку.
Передняя кромка носовой части закругляется. Рейка фюзеляжа состоит из двух частей по 410 мм, склеенных на «ус» с помощью клея ПВА. Длина «уса» -40 мм. Таким образом, длина готовой рейки равна 780 мм (конечно, при наличии заготовки подходящей длины сращивать ее из двух частей нет никакой необходимости). От места склейки к хвосту рейку стругают рубанком до сечения 5x8 мм. Затем к ней на ПВА приклеивают готовую носовую часть. Важно обеспечить прямолинейность собранного фюзеляжа.
Стабилизатор модели планера
Стабилизатор склеивается из двух реек 3x6 мм. На рейку длиной 340 мм точно по центру приклеивают под прямым углом вторую, длиной 150 мм. Место склейки плотно обматывается нитками с клеем ПВА (три-четыре витка крест-накрест). Здесь нужно добиться перпендикулярности лонжерона и центральной рейки.
Киль модели планера
Киль изготавливают из бальзы толщиной от 1 до 3 мм. Если нет бальзы, киль можно изготовить из пенопласта толщиной около 4 мм. Переднюю и заднюю кромки киля закругляют. Готовый киль приклеивается на клее ПВА к рейке фюзеляжа (на расстоянии 180 мм от конца фюзеляжа до задней кромки киля). Киль должен стоять строго вертикально, и быть параллелен рейке фюзеляжа.
Крыло модели планера
Крыло состоит из двух лонжеронов длиной по 410 мм, центральной рейки длиной 210 мм и двух «косынок», изготовленных из 1,5 мм фанеры. Выпилив «косынки» с небольшим припуском, необходимо совместно довести их до требуемой формы. Паз под центральную рейку обрабатывают квадратным надфилем, обеспечивая плотное соединение. Подготовив все детали, приступают к сборке каркаса крыла. На центральную рейку приклеивают «косынку» так, чтобы ось лонжерона проходила через середину центральной рейки. Затем приклеивают лонжероны впритык к центральной рейке и вторую «косынку».
Место склейки лонжеронов и «косынок» усиливают нитью, намотанной виток к витку, и промазывают соединение клеем ПВА. Пока клей окончательно не высох, надо проверить перпендикулярность центральной рейки и лонжерона. Снизу к передней части центральной рейки приклеивается кубик, сделанный из обрезка фюзеляжной рейки длиной 15 мм (высота 10 мм, ширина 8 мм). Этот кубик создает необходимый для полета угол атаки. Важно обеспечить перпендикулярность лонжерона и центральной рейки. Нитяные кромки. Когда каркасы стабилизатора и крыла будут готовы, а клей хорошо просохнет, можно приступить к «окантовке» крыла и стабилизатора нитью.
Она должна быть сильно натянута, но в тоже время не настолько, чтобы искривить лонжерон. Нитки привязывают в 10 мм от концов центральной рейки стабилизатора и в 15 мм - на рейке крыла (за «хвостики», оставшиеся свободными, крыло, и стабилизатор потом будут привязываться к фюзеляжу резиновой нитью). На крыле нить передней кромки проходит вплотную к «кубику». Важно добиться, чтобы нити кромок начинались и заканчивались на верхней стороне центральной рейки крыла и стабилизатора.
Обтяжка модели планера
Обтяжка модели бумагой - наиболее сложная и ответственная операция, так как от качества ее выполнения в наибольшей степени зависят летные качества этого планера. Лучше применять папиросную бумагу. Но при ее отсутствии подойдет другая тонкая бумага, на худой конец «миллиметровка». Обшивка крыла состоит из двух частей (правой и левой), а стабилизатор обтягивается одним куском бумаги. Клей ПВА, предназначенный для обтяжки, надо разбавить водой в соотношении 2:1 (на две части ПВА одну часть воды). Сначала бумагу проглаживают утюгом.
Размечают бумагу для обшивки стабилизатора. На подготовленный лист накладывают каркас стабилизатора (верхней стороной к бумаге) и карандашом отмечают место центральной рейки и кромок из нити. Так как нить прогибается, отмечают лишь начало и конец кромок, а середину дочерчивают, используя линейку. Теперь надо дать припуск в 5 мм по передней и задней кромкам. По этой разметке заготовка вырезается ножницами, а припуск загибается под прямым углом.
Заготовку надевают сверху на каркас, припуск промазывают клеем и заворачивают вокруг кромки-нитки, прижимая пальцами к обратной стороне обшивки. К лонжерону и центральной рейке бумагу не приклеивают. Обтяжка крыла во многом аналогична обтяжке стабилизатора. Правда, здесь она состоит из двух частей, приклеенных еще внахлест к центральной рейке. К лонжерону бумагу не приклеивают.
Сборка модели планера
Закончив работу над основными деталями и обтяжку, приступают к сборке модели. Стабилизатор за хвостовики центральной рейки надежно приматывают резиной к фюзеляжу. После этого надо определить и отметить карандашом центр тяжести фюзеляжа со стабилизатором. Крыло располагают на фюзеляже так, чтобы найденный центр тяжести находился под лонжероном. В таком положении крыло прочно приматывают резиной к фюзеляжу.
(Автор: В.Ткаченко, авиамодельная лаборатория КЮТ ДК АМО ЗИЛ. источник журнал Моделизм спорт и хобби)
Похожие статьи:
Модели планеров → СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА
Модели планеров → МОДЕЛЬ МЕТАТЕЛЬНОГО ПЛАНЕРА «STYLUBUS»
Модели планеров → МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА ИЗ ВАТМАНА
Нет комментариев. Ваш будет первым!